Ручная работа Натальи Карасс

В рамках рубрики «Диалог культур» мы заглянули в детскую музыкальную школу им. Г. Свиридова в класс балалайки и гитары и познакомились с балалаечниками и преподавателем Натальей Карасс.

Наталья Карасс более 20 лет не просто преподает игру на балалайке, но и живет этим, получая удовольствие

3-струнное тремоло

У балалайки «голос» свой. Старинный – раз (с XVII века). Звонкий – два (за счет наличия металлической струны). Причем, чтобы услышать вживую переливы трехструнной в Серове, не надо открывать Интернет или ехать куда-то в столичные филармонии. Достаточно подняться на второй этаж детской музыкальной школы. Здесь, в кабинете № 27, под руководством Натальи Карасс с утра до вечера «царствует» тремоло (удар указательным пальцем по всем струнам одновременно).
– Наталья Геннадьевна, ваш класс, это, наверное, отдельный городской «островок», где всеми фибрами своей души вы бережете и защищаете старинную народную балалаеч­ную музыку?
– Понимаете, не то, что стараюсь и защищаю. Я просто этим живу! И получаю сама от этого удовольствие.

22-летняя «реклама»

А распахивать-открывать для юных серовчан «вселенную» трехструнных звуков, по словам Натальи Карасс, задача – виртуозная:
– Я ведь начинала работать с гитаристами! Когда поначалу дети с родителями заходили ко мне и дети спрашивали, показывая на балалайку, а это что такое, в ответ родители часто говорили – нет, только не балалайка!
Но на устаревшие стерео­­типы взрослых у опыт­ного преподавателя ответ был всегда простой. Достаточно было снять инструмент со стены, чтобы, услышав балалайку, ребенок тут же загорался: я хочу.
– У меня же все ребята играют параллельно на гитаре, – рассказывает Наталья. – Поэтому я и делаю такой «рекламный ход» для родителей, что вы можете научить ребенка сразу на двух инструментах. Вот это и здорово!

13-летний мелодист

Всего у Натальи Геннадьевны – 18 учеников. У каждого – два урока в неделю. 13-летний Демьян Фалалеев никогда не пропускает занятия:
– Я прихожу в музыкалку, чтобы почувствовать мелодию. Хочу играть как профессионал: и для себя, и для других. Здесь же не только интересно. Это еще немножко успокаивает нервы. Когда прихожу домой, поиграю какую-нибудь пьесу – и сразу же настроение поднимается.
Действительно, юный балалаечник прав в том, что самыми простыми средствами (инструмент, руки и душа) он уже способен достигать музыкальной глубины. Недавно Демьян вернулся со всероссийского конкурса с дипломом за второе место:
- Конечно, у меня есть еще какие-то ошибки. Но я их пытаюсь исправлять. Главное, что сделал свой выбор. И мне очень нравится балалайка!

8-балалаечный «оркестр»

Вот и нам понравилось в уютном кабинете № 27. Здесь, к слову, на стене целый балалаечный «оркестр». Восемь инструментов, можно честно сказать, это серовская сокровищница.
– Конечно, балалаек намного больше, – рассказывает Наталья. – Но здесь собраны самые дорогие мастеровые инструменты ручной работы. Например, один из инструментов изготовлен челябинским мастером, другой привезен из Москвы. Они нам необходимы при работе в ансамбле «Потешки». Ведь хорошему инструменту соответствуют высокое качество звука и высокие результаты в конкурсах.
Ансамбль балалаечников "Потешки" - одна из визитных
карточек Серовской детской музыкальной школы им Г. Свиридова

Вечная доминанта

Напоследок свою версию песни «Тонкая рябина» исполнил дуэт одних из самых сильных балалаечников школы: Демьяна Фалалеева и Люды Соловей. И, глядя на их слаженную игру, подумалось, интересно, а почему у нас одна половина мозга ориентирована на язык, а вторая на музыку? Да потому что это не только «след» прошлого, но и надежда на будущее. И ручная работа педагога по классу балалайки Натальи Карасс – это как раз не что иное, как созидание музыкально-точных, не фальшивых (!), «настроек» душ будущего поколения страны:
– Ведь в любом случае, – говорит Наталья, – вне зависимости от того, кем станет мой ученик, либо врачом, либо педагогом, музыкальная школа привнесет ее воспитанникам главное – зерно культуры. А значит, ребенок будет воспитан интеллигентным человеком.
В интерьере кабинета балалаек - восемь инструментов ручной работы


Это интересно

У музыкантов-балалаечников есть свой профес­сиональный праздник. Отмечается ежегодно 23 июня, учрежден в 2008 году по инициативе Дмитрия Белинского – президента российского Клуба музыкантов-народников.
Балалайку часто называют исконно русским музыкальным инструментом. Первые упоминания о ней относятся еще ко второй половине XVII века. Правда, многие исследователи считают, что этот инструмент был популярен еще раньше у татар, а в России он был лишь существенно изменен.
Есть несколько версий происхождения названия балалайки. Одна – чисто русская. «Балалайка» – от слов «балакать» или «балаболить». Сторонники восточного происхождения этого инструмента приводят другой аргумент: от слова «бала», что в тюркских языках означает «дитя».
В Хабаровске установлен памятник балалайке. Его высота – 12 метров. Он представляет собой две одинаковые по величине балалайки – русскую и китайскую (она называется пипа).
Изначально балалайка была круглой. С течением времени ей придали треугольную форму, укоротили гриф и добавили одну струну.

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0