РАЗГОВОРИТЬ НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА
Учитель-логопед I категории Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие» Анна Кутькова рассказала, нужно ли родителям бить тревогу, если ребенок не разговаривает.
Что такое норма?
- Ваш уже заговорил? Нет? А наш уже вовсю болтает, - иногда хвастаются родители успехами ребенка. Папы и мамы, дети у которых молчуны, начинают волноваться.- Доктор, что-то не так?, - отправляются они к врачам.
Для начала рассмотрим понятие нормы. Если вы думаете, что у специалистов, консультирующих детей с задержками речевого развития, существуют единые критерии оценки состояния речевого развития, то это не совсем так. «Норма» меняется вместе с поколениями людей. Поэтому то, что считалось нормой 40-60 лет назад, трудно применить к современным детям.
Какие причины могли повлиять на задержку в развитии речи?
В основе учения о темпераментах лежит понимание двух основных процессов высшей нервной деятельности: возбуждения и торможения. И для различных типов темпераментов соотношение этих двух процессов будет отличаться. Поэтому у детей с различными типами нервной деятельности навыки формируются в разные сроки.Ключевыми избыточными раздражителями нервной системы для ребенка являются различные гаджеты: телевизоры, планшеты, телефоны. Такая чрезмерная нагрузка на сенсорные системы может критично нарушить баланс возбуждения-торможения в нервной системе, лишив малыша возможности (за счет торможения) усвоить новую информацию и научиться чему-либо.
Маячки задержки речевого развития
Когда начинать нервничать родителям и бить тревогу? На первом году жизни я бы обратила внимание на:- отсутствие звукового сосредоточения у ребенка, монотонный плач и гуление – малоэмоционально окрашенные;
- отсутствие реакции на громкие звуки.
отсутствие реакции на собственное имя при сохранении реакции на звуки и наличии звукового сосредоточения.
При таких признаках необходимо исключить проблемы с органом слуха на различных уровнях (восприятие и проведение).
Не стоит паниковать, если ребенок до года сначала начал произносить различные слоги, простые слова, а потом в какой-то момент замолчал. Обычно это связано с «синдромом обкрадывания» - малыш переключился на овладение новым навыком. Например, учится стоять у опоры или ползать. Это не является признаком «отката» в развитии. Вероятно, через пару недель ребенок «вспомнит», как говорить.
Другой тревожный момент: если ребенок реагирует на звуки, но на свое имя не откликается или откликается не всегда, избегает зрительного и тактильного контакта, сложно взаимодействует со сверстниками, имеет некоторые особенности в поведении, то мы можем предполагать здесь особенности развития эмоционально-волевой сферы. Необходимо незамедлительно обратиться к неврологу.
Случается, что ребенок адаптирован в коллективе сверстников, обладает всеми навыками самообслуживания, понимает обращенную речь, но при этом не разговаривает. При таком состоянии малыша также необходимо показать неврологу для принятия решения о дальнейшей тактике ведения.
Как помочь ребенку заговорить? С чего начинать работу?
Первично необходимо понять, на каком уровне нервной системы ребенка произошла «поломка». Для оценки тяжести состояния следует пройти обследование у невролога. Доктор направит на дообследование к смежным специалистам (ЭЭГ, УЗИ и т.д., логопедам, нейропсихологам, поведенческим терапевтам), если такая необходимость имеется. Исходя из полученных результатов исследований, будет понятна тактика ведения ребенка.Говорите с ребенком обо всем
Важный момент: необходима максимальная включенность родителей в процесс растормаживания речи у ребенка. Зачастую, чтобы он заговорил, элементарно не хватает потребности - это вопрос вербальной коммуникации в семье. Если ребенок не видит и не слышит, что в семье люди разговаривают, он не понимает, что ему тоже нужно говорить. С ребенком необходимо разговаривать:- рассказывать, что вы видите на прогулке и дома;
- описывать предметы;
- читать книги;
- не включать гаджет или телевизор для обучения новым словам, так как их звуки для ребенка в раннем возрасте - белый шум, не более того. Он не воспринимает их равнозначно живой человеческой речи.
Вера Зуева
В тему:
Развиваемся играя
Дети дошкольного возраста очень любят играть и участвовать в сюжетно-ролевых, настольных, коллективных играх. Самая главная задача родителей – в этом возрасте у детей развивать любознательность, выдумку и инициативность. Для этого им очень помогут развивающие игры.«Найди лишнее слово».
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, апельсин, помидор, банан;
Молоко, кефир, сметана, батон;
Час, минута, зима, секунда;
Вилка, тарелка, сковорода, портфель.
«Бывает – не бывает».
Бросайте ребенку мяч, одновременно называя какую-нибудь ситуацию. Ребенку надо поймать мяч, если указанная ситуация возможна, и отбивать его, когда такая ситуация в принципе невозможна (например: кошка хочет пить, самолет идет по земле и др.).«Назови одним словом».
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт – ..., птицы – ...
«Общие слова».
Взрослый предлагает ребенку назвать как можно больше общих слов, относящихся к какой-то теме и обозначающих некоторое понятие. Это могут быть слова, обозначающие кустарники, деревья, цветы; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие домашних зверей, наземный или воздушный транспорт и так далее.«Что исчезло?».
Разложите на столе несколько предметов (картинок) и попросите ребенка внимательно их рассмотреть. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один предмет и предлагает посмотреть, вспомнить и назвать, что исчезло.Разновидность этой игры: оставшиеся предметы на столе смешиваются, ребенку предлагается назвать их исходную последовательность.
«Пиктограмма».
Взрослый называет слова и словосочетания, а ребенок зарисовывает их в виде любых рисунков и называет исходные словосочетания («читает свои рисунки»).Любопытно, что дети могут нарисовать и такие, казалось бы, абстрактные понятия, как добро и зло, счастье или печаль, отобразить эмоциональное состояние человека.
«Чудесный мешочек».
Детям предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывают в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем вынимают и показывают игрушку всем участникам группы.Задание можно усложнить, предложив детям достать определенную игрушку; или предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать.
Комментариев 0