На кончиках пальцев
По просьбам наших читателей мы продолжаем беседу с учителем-логопедом Анной Кутьковой.
В сегодняшнем выпуске Анна Александровна расскажет о пальчиковой гимнастике и ее связью с развитием речи ребенка.– «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», – говорил еще педагог Василий Сухомлинский.
Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно – от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.
Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка, и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию. Поэтому их можно разделить на группы по их назначению: игры-манипуляции («Ладушки», «Сорока – белобока» и др.), сюжетные пальчиковые упражнения («Пальчики здороваются», «Цветы» и т.д.), пальчиковые кинезиологические упражнения («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь» и др.), пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук и театр в руке («Бабочка», «Сказка», «Осьминожки»). Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
В результате систематических занятий дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения. Все представленные методы, предложенный игровой материал могут быть использованы не только во время проведения занятий, но и в свободной игровой деятельности вне занятий.
Елена СКРЫННИК
Комментариев 2