Трудности роста преодолимы

Школьное время является довольно сложным периодом, в котором часто меняются различные условия, происходит смена учителей, бывают перенапряжения из-за большой нагрузки и стрессы. Периоды смены ведущих занятий и некоторых кардинальных изменений в распорядке дня ребенка происходят в первом классе, далее при переходе в средние классы, а также при достижении ребенком подросткового возраста. Такое явление, как школьная «неуспешность», является очень актуальной проблемой детей в наши дни. 

Не паниковать, а помогать

Из письма в редакцию. В этом году мы пошли во второй класс. Я не представляла, что это будет так сложно – каждую неделю замечания, что ребенок вертится, отвлекается, невнимательно слушает. По нему смотрю – он очень устает, и ему уже неинтересно ходить в школу, выходные ждем – как праздник. Не представляю, что мне делать, к кому обратиться за помощью, как настроить ребенка на учебу. 
Ответ:
Необходимо определить обычную усталость ребенка, как следствие – неуспеваемость в школе, от как такового синдрома школьной «неуспешности». 
Это можно отследить в следующих совокупных проявлениях: низкий уровень замотивированности ученика («не получается», «не могу написать диктант», «не хочу учиться»); ребенок обладает рассеянностью, низкой концентрацией внимания (ученик не может понять простой учебный материал, не сосредотачивается на чем-то одном, беспокойный, рассеянный, постоянно отвлекающийся); в двигательной активности присутствуют постоянные дополнительные движения, чтобы усилить поток энергии; видимая заторможенность, так как его «внутренний компьютер» плохо обрабатывает информацию;
сильное нарушение слуховой и зрительной памяти (плохо запоминает информацию, ничего не запоминает, «нужно сто раз повторить»); проблемы с пространственным восприятием (путает левую и правую стороны, плохо ориентируется даже в тетради, проблемы с почерком); ребенок очень неуклюжий, неповоротливый; присутствует неуверенность в себе и нет самостоятельности в действиях (неуверенность в принятии решения, ожидание помощи взрослого) и др.;
быстрая утомляемость; повышенная тревожность, плаксивость, частые истерики, агрессивность по отношению к близким взрослым, ребенок замкнут в себе.
Если большинство пунктов замечено за ребенком, то необходимо успокоиться, перестать паниковать. Первым делом нужно обратиться к специалисту и решать проблему неврологического характера, и только потом, после решения данных проблем, браться за достигаторство, пятерки и медали.
Обращу еще внимание на то, что мама говорит «МЫ» про себя и ребенка – это не совсем правильно, необходимо понять, что ребенок в данном возрасте – отдельная личность, необходимо строить гармоничные взаимоотношения, а не создавать тревожную привязанность. 

Найти равновесие

Из письма в редакцию. Мы с мужем были отличниками в школе и институте. Старший ребенок – тоже. Но вот пришла очередь младшего. Заканчивает третий класс – тройки, четверки. Я злюсь и не понимаю, что делаю не так. Наняли репетиторов по основным предметам – толку пока мало. 
Ответ:
В этом случае злиться не надо. Это бесполезное занятие, которое может только навредить положению дел еще больше. 
Нужно разобрать причину неуспеваемости. Ведь академическая неуспеваемость является более узким понятием, но при сопутствую­щих факторах приводит к понятию неуспешности.
Необходимо понять, что ребенку и так хватает давления со стороны сверстников и учителей. Возникновение каких-либо коммуникативных трудностей в школе, поведенческое расстройство, депрессия – серьезные проблемы формирования личности, это большая угроза психическому здоровью ребенка и успеху в его дальнейшей жизни! 
Еще один момент – не нужно сравнивать ребенка ни с другими детьми, ни с собой. Если у ребенка есть неврологические проблемы, а у родителей и других детей их нет, в сравнении нет никакого толка. 
Многие дети с трудностями в обучении испытывают также трудности с поддержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (последнее означает обработку мозгом информации от всех органов чувств).
Эти трудности не всегда заметны, но нарушения основных функций мешают мозгу осваивать более сложные действия, такие как речь, чтение, письмо. Мозгу приходится тратить довольно много времени и сил на элементарный контроль положения тела и регулирование простых движений.
Нарушения в управлении движением глаз и центральной обработке зрительной информации мешают автоматизации навыков чтения и письма и затрудняют анализ зрительной информации мозгом.
К примеру, на уроках такие дети перестают воспринимать информацию, которую доносит преподаватель, и начинают крутиться, проявляют свою неусидчивость.
Поэтому первое, что нужно сделать, это понаблюдать за ребенком, есть ли подозрение на присутствие тех нарушений, о которых говорилось выше. Если есть такие моменты, которые совпадают с поведением ребенка, то необходимо посетить специалистов. В первую очередь, это детский невролог, также помощниками в этой ситуации станут педагог-психолог и дефектолог. 

Молчание – золото?

Из письма в редакцию. Ребенку сейчас 5 лет. Начала поздно говорить. Я просила посмотреть ее логопеда в садике еще в 2 года, но сказали, что зря переживаю, разговорится. Но этого не происходило. Она как будто не понимала, что я ей говорю, хотя к 2,5 годам была простая фраза «дай пить», «пошли гулять», немаленький запас разных слов. В итоге после консультации с неврологом, на которую мы попали не с проблемой речи в 3 года, выяснилось, что у нее задержка развития речи. Не представляю, есть ли шансы у нее на успешную учебу в школе. Или сразу смириться с тем, что «тройка» – это неплохо.
Ответ:
Задержка речевого развития (ЗРР) – это не приговор. Родителям не нужно паниковать. Необходимо выяснить причины этого явления, а также оказывать ребенку коррекционную помощь в развитии речи.
Сложность решения рассмат­риваемой проблемы обусловлена целым комплексом неразрывно связанных физиологических, педагогических, психологических и медицинских факторов. Поэтому хорошо было бы посетить детского невролога, логопеда и медицинского психолога. На основе их заключений можно сформировать представление, как двигаться дальше в решении данной проблемы.
Если же родители будут ждать, когда их ребенок заговорит нормально, как обычный ребенок, без коррекционной помощи, то можно дождаться школьного возраста и попасть в школу для детей с речевыми нарушениями. 
Что делать прямо сейчас, пока проходите врачебную комиссию? Крайне важно создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения ребенка, поощрять любые попытки поговорить, создавать ситуации самим, в которых речь необходима, продолжать развивать мелкую моторику. 

Мамочкам на заметку: исключить гиперопеку! Если у вашего ребенка нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и совершенствовать навык речи ему незачем.
Если следовать всем назначениям специалистов, скорректировать развитие – задача не из самых легких, но более чем возможных.
При любом раскладе, на данный момент думать о неуспешности в школе, когда ребенку 5 лет, не стоит. Вместо этого необходимо решать вопросы неврологического здоровья ребенка.
В заключение необходимо отметить, что школьная «неуспешность» включает в себя много факторов. Поэтому родителям необходимо перестать зацикливаться на оценках, сравнивать своих детей с другими, а помогать своим детям справиться с причинами такого явления. Чем быстрее родители возьмут себя в руки и направят свои силы на решение подобного рода проблем ребенка, тем быстрее и проще будут возможности их решения.

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0