Школы – на дистанте

Как оценивают дистанционный формат обучения в школе учителя и родители учеников?

Мы пригласили поговорить на эту тему учителей-предметников школы № 20 Наталью Пантелееву и Анну Воронкову, а также маму 10-классника Ирину Солдатову.
– Один из самых волнующих вопросов в начале дистанционного обучения был связан с технической составляющей. Как ваши воспитанники, дети, вы сами справлялись с трудностями? 
Наталья Пантелеева: Мы все подошли к форме дистанционного обучения с разным уровнем технической готовности и грамотности. Наивно предполагать, что в каждой семье есть условия для организации такой формы обучения. Говорю по себе: есть неплохой телефон, есть iPad, есть ПК на рабочем месте, но основная нагрузка пришлась на «немолодой» домашний компьютер. Массив писем, хранение, установка новых программ…Труднее мне было перестроиться коммуникативно: русский язык, а особенно литература, предполагают «живой» контакт. 
Анна Воронкова: В каждом из моих классов есть ученики, у которых нет возможности не только посещать онлайн-уроки, но и регулярно отправлять фотографии своих работ учителям. На первых порах зависали образовательные серверы в силу перегруженности. Пришлось столкнуться и с таким неприятным явлением, как хулиганство (скайп-зумбомбинг), что заставило повысить уровень защиты и безопасности. Подготовка онлайн-урока, видео- или аудиолектория требует затраты бОльшего количества времени, чем подготовка традиционного. 
Ирина Солдатова: Проблемы не возникло, так как имеется компьютер, принтер со сканером и стабильный доступ в Интернет. Ребенок достаточно опытен в пользовании гаджетами, поскольку является старшеклассником и не раз выполнял задания, связанные с их применением.
– О современной цифровой образовательной среде (СЦОС) говорят с 2016 года. Что это? 
Наталья Пантелеева: Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» включает создание в регионах целевых моделей цифровой школы, повышение уровня владения цифровыми навыками у обучающихся и обеспечение образовательных организаций высокоскоростным Интернетом. Мне бы очень хотелось внедрения в практику образования электронных портфолио обучающихся. Это реальный дополнительный шанс для тех ребят (особенно «из глубинки»), которые не могут «вписаться» в формат единых экзаменов: они неуспешны на ЕГЭ, но прекрасно работают в своем темпе и в индивидуальном порядке. Это комфорт для учителей (хотя многие коллеги сетуют на двойную документацию): не нужно собирать пухлые папки грамот и свидетельств, не нужно искать место для их хранения. Все компактно, удобно и открывается (потенциально) с любого электронного носителя. 
Анна Воронкова: Если отойти от формально-официальных трактовок этого явления, СЦОС – попытка разрушить классическую школу, перевести образование в цифровую среду, оптимизировать образовательный процесс за счет замещения нехватки педагогов, перевода обучения на поточную систему.
– Есть мнение, что в скором времени учителя не понадобятся, нужны будут тьюторы или кураторы, которые контролируют образовательный процесс. 
Наталья Пантелеева: Я поддерживаю тезис Всеволода Луховицкого, сопредседателя межрегионального профсоюза «Учитель»: «Человека может воспитать только человек». Дети теряют очень важное: живое общение друг с другом, получение бесценного социального опыта. Ребятам не хватает общения даже на тактильном уровне, поэтому они стали столь «щедры» на объятия, им порой необходима человеческая теплота, а ее через монитор не получишь.
Анна Воронкова: Последствием такой формы, если мы говорим не о временной ситуации, а о постоянном дистанционном обучении, могут быть утрата возможности развития социальных, коммуникативных навыков, снижение уровня знаний в силу сложности управления мотивацией и контроля выполнения заданий. Обучение, например, коммуникативным навыкам на онлайн-уроках по иностранным языкам, мне кажется, невозможным, поскольку организовать качественную работу в парах или группах невозможно, пока это больше похоже на игру в «глухие телефончики».
Ирина Солдатова: Мне по душе традиционный способ обучения, но не могу не согласиться с тем, что для старшеклассников данный тоже применим. Для младших школьников все-таки необходим учитель. Не всегда есть возможность дискуссии с преподавателем. Теряется контакт с друзьями, одноклассниками. При живом общении на уроках возрастает способность к творчеству, мышлению. 
– Кстати, многим детям понравилось такое онлайн-обучение. Кто-то даже стал более организованным. Вы лично в чем видите плюсы и минусы такого образовательного процесса? 
Наталья Пантелеева: Не соглашусь. Скорее, организованные стали еще более организованными, неорганизованные ими и остались. Если у ребенка до дистанционного обучения был расписан день, он привык работать в системе, он не изменит своим привычкам. Лодырь найдет тысячу причин: не «грузит», не «открывается»…
Анна Воронкова: Ученик осваивает работу с различными типами данных, учится самоорганизации и управлению временем, осваивает информационный поиск. Стало заметно, что некоторым детям учиться стало интереснее, вдруг раскрылись те, кто на традиционных уроках сидел тихо. Детей помладше увлекает сама новизна формы подачи материала. Стали использовать новые возможности, которые предлагают образовательные платформы, в том числе для профессионального роста. Лично мне опыт дал хорошую пищу для размышлений, побудил перестраивать структуру виртуальных уроков, делая акцент именно на общении, а не дидактической подаче материала к заучиванию. 
Ирина Солдатова: У сына появилась возможность самому организовать время выполнения уроков. Он более качественно стал выполнять домашние задания. Минус – отсутствие общения, внеклас­сной деятельности, участия в мероприятиях. Большую часть дня, а то и вечером, он проводит за уроками, ранее домашние задания не занимали такого количества времени. По-родительски жалею его.
– Дистанционное обучение как опыт было полезно? Что оно показало? 
Наталья Пантелеева: Ребята проявили себя личностно: обязательность, организованность, умение решать возникающие проблемы, вступить в корректный диалог с педагогом, найти формы взаимодействия со сверстниками. Такую форму обучения стоит оставить фрагментарно, чтобы, например, период выздоровления ребенка после болезни не превращался в дополнительные каникулы.
Анна Воронкова: Многие из нас перестали прятаться за свою компьютерную безграмотность, возникла проблема – ее пришлось решить. Для педагогов открылась еще одна возможность работать удаленно с детьми, которые по причине длительной болезни школу посещать не могут. Дистанционное обучение дало взгляд со стороны и научило объяснять если не лучше, то какими-то дополнительными методами. Произошло расширение образовательных возможностей как для детей, так и для педагогов. Хотелось бы надеяться, оно останется дополнительной, но не основной возможностью обучения в последующие годы. 
Ирина Солдатова: Многие родители поняли, что часто проблема с успеваемостью и поведением не зависит только от ученика либо только от учителя. Выяснилось, что не у каждого педагога либо школы, а также у самих родителей существуют материальные возможности для осуществления дистанционного обучения. Имел место человеческий фактор, когда родители, педагоги недостаточно владеют знаниями в сфере IT-технологий.
Елена Скрынник

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0