Больше общайтесь с детьми!
Педагог-психолог детского сада № 53 «Ромашка» Елена Мошьянова считает, что вынужденные каникулы, связанные с карантином из-за коронавируса, стоит потратить на занятия с ребенком, налаживания более тесных связей с ним, духовного контакта.
Игры – путь к познанию мира и себя
Конечно, самый простой путь, по которому могут пойти родители, это дать ребенку в руки гаджет или усадить перед телевизором – пусть сам с собой занимается. А может, использовать это время для развивающих игр?– Начнем с того, что игры бывают разные – на познание величины, цвета, сравнения. Познавающие игры лучше использовать с утра, а вот релаксирующие, расслабляющие, снимающие напряжение, подойдут во второй половине дня. И тут – широкий простор фантазии родителей. Можно взять любую крупу – рис, гречу, промыть ее, просушить, спрятать в нее киндеры или любые другие мелкие предметы. Предложить ребенку с завязанными глазами нащупать спрятанный предмет и определить, что это. При этом хорошо снимается напряжение. Прекрасно для таких целей подходят вода, песок. Сейчас в магазинах много разных контейнеров, и можно дома создать несколько таких ящичков с песком, водичкой, с крупами. Это прекрасно подойдет для успокоения легковозбудимых детей.
Есть игры на развитие психических процессов – памяти, мышления, внимания, их можно найти во многих магазинах. Как разобраться во всем этом многообразии?
– Прежде всего, нужно ориентироваться на то, что любит ребенок. Мы никогда не заставим его заниматься чем-либо, не используя хитрость. А начать нужно с того, что ему нравится. К примеру, ребенок любит динозавров, вот и отправляйтесь в путешествие с ним. Здесь с динозавров посчитали деревья, здесь – пописали, потом отыскали клад, полепили маленьких динозавриков, нарисовали или карту страны, или поляну, где живут динозавры. Понятно, ребенок устанет, и тут важно помнить, что занятие с дошкольником должно быть максимум полчаса. Нужно учитывать и индивидуальную выносливость. Лучше отвлечься на пять минут, сделать дыхательную или пальчиковую гимнастику. Сейчас в Интернете можно найти множество таких советов. Хорошо включить успокаивающую музыку, полежать под нее, повоображать, что вы на море или на лесной полянке. Дети умеют фантазировать.
Значит, нужные книги ты в детстве читал…
Строки Владимира Высоцкого из «Баллады о борьбе» очень точно говорят о значении книг в воспитании человека, становлении его как личности. Безусловно, для каждого возраста свои книги. И выбор их сейчас огромен.– Конечно, книги разные бывают. Есть сейчас книги с изображением домашних животных и со звуковым сопровождением их голосов. Да, это тоже развивающая книга, но очень узкая, для самых маленьких. Может, книги про устройство космоса, состав метеоритов пяти-шестилеткам еще рано читать, но знать, какие планеты есть, создать самим модель, сделать из шариков при помощи нити и клея свои планеты вполне под силу.
Обнимайте своих детей чаще!
Наши бабушки, да и многие мамы выросли, не зная, что есть такая профессия – детский психолог. Но уже с начала 2000 годов в детских учреждениях появились такие специалисты. Елена Александровна – педагог-психолог первой квалификационной категории, работает в филиале школы № 9 – детском саду № 53 «Ромашка» с самого его открытия.– Мы начинаем работать с детьми с момента их прихода в детское учреждение, когда идет адаптация. Наша задача – создать максимально комфортные условия, чтобы ребенок менее болезненно пережил переход из семьи в детский коллектив. Он должен привыкнуть к новым детям, к педагогу. Конечно, тут важен индивидуальный подход. Кому-то рекомендуем подольше держать ребенка на сокращенной неделе, забирать домой уже через два часа, а другие легче переносят расставание с мамой. И тут мы работаем вместе с воспитателем.
Если воспитатель замечает, что ребенку сложно в коллективе, на занятиях, тут уже подключается психолог, чтобы провести анализ развития его психических процессов. Мы даем родителям рекомендации, как подтянуть, или отправляем его на индивидуальные занятия. А за год до школы психолог уже ведет занятия по подготовке ребенка к новой жизни. Есть методики, разработанные министерством образования.
Внимание в кабинете психолога привлекают множество игрушек, особенно – длинные разноцветные ленты.
– Это радужные ленты, они служат для закрепления знаний о цветах, к тому же дети очень любят гладить их. Дети вообще много познают через ощущения, моторику. У них все развитие идет через пальчики: и речь, и внимание, и мышление. Чем больше дети лепят, рисуют, перебирают мелкие предметы, детали, крутят, пишут, вырезают, тем лучше.
И очень важно обнимать детей – это помогает поднять им самооценку, свою значимость. Сравнивать детей вообще нельзя, каждый ребенок – индивидуальность. Даже во время конкурсов, которые проводим в детском саду, мы всем стараемся дать награду, подарок, какое-то звание.
Творите вместе, это сближает
Сейчас в практику детских садов, школ вошла проектная деятельность. Дети в рамках конкурса «Я – исследователь» готовят самые разные проекты, изучают жизнь растений, животных, разрабатывают решения по экологическим проблемам. Конечно, в одиночку такие работы сделать ребенку невозможно.– Многие молодые родители, к сожалению, не знают, как воспитывать детей. Сегодня ведь можно увидеть такую картину в автобусе: зашли мама или папа с ребенком, сели, достали свои телефоны и ушли каждый в свой мир. А совместная работа над проектом помогает сблизиться, понять друг друга. Тут налаживается и эмоциональный контакт. Каждый выполняет свою роль, что тоже очень важно.
Сейчас, провожая детей на вынужденные каникулы, мы разработали для родителей памятки. Жаль, что в них невозможно вписать посещение экскурсий, прогулки, но мы что-нибудь придумаем интересное. Как пример: почему бы не заняться изменением обстановки в комнате, созданием нового образа? Дети перестановки обожают, но важно учесть именно их мнение.
Полетели вместе в космос!
Дети во все времена обожали строить свои домики, «норки». У каждого в памяти есть свой шалаш или маленький сарай на даче, где так здорово было пообщаться с соседским мальчишкой или поиграть в дочки-матери с куклами. А любят ли их сегодняшние дети?– Сейчас это называется уголками уединения. Индивидуализация образовательного пространства даже прописана в правилах дошкольного образования. В последнее время эмоциональный перегруз есть не только у взрослых, но и у детей, им очень важно сбросить перенапряжение, на какое-то время оградиться, уйти от всех, как улитка, в свой домик. Закрылась, отдохнула, привела в порядок мысли, настроение и вышла. В эти моменты очень важно залезть к ним в такой «домик» под одеялом или пледом с фонариком и печенькой, только что испеченной, и о чем-то поговорить, пофантазировать, представить, что вы в открытом космосе или под водой, приплыли на необитаемый остров. Можно сочинять сказки с продолжением. И это будет интересно и вам, и ребенку.
Подготовила Тамара Романова
Комментариев 0