МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Как известно, ученье – свет. И каждый музей – что отсвет познания: о себе, о мире, о Вселенной. В металлургической «Вселенной» историко-производственного музея предприятия – тысячи «светящихся» экспонатов-«звездочек». Но среди них есть уникальные. Об этом рассказала специалист музея Наталья Дягилева.
Несмотря на свою камерность, музей метзавода – это огромный мир тем и сюжетов, основанных на предметах, фотографиях, документах, бережно хранящих летопись предприятия. Здесь «оживает» коллективная история Надеждинского металлургического завода. Этимология слова «завод» уходит к выражению «заводить». Как спусковой механизм он выводит из спящего состояния недра Уральских гор, преображает их и заставляет служить человеку, и пишет уже свою историю о земле и людях.Образцы железной, медной и цинковой руды.
Магнетитовые украшения
Уральские недра обладают интенсивным магнетизмом, рудные месторождения всегда были местами «тайной силы», скрытой в земле. Поэтому нередко интерьер домов заводовладельцев украшался кусками магнетитов, вставленных в бронзовую оправу. Такие украшения были в доме барона фон Таубе, одного из первых директоров Надеждинского металлургического завода. Использовали куски магнитного железа в убранстве своих домов и промышленники Демидовы. Свое рудное «месторождение» есть и в историко-производственном музее, где представлены образцы железной, медной, цинковой руды.Чернильница «Крестьянин на пне» из чугунного литья. Один их первых прокатанных рельсов на Надеждинском металлургическом заводе. |
Чугунное плетение
Чугуноплавильный сталерельсовый, так изначально назывался Надеждинский металлургический завод, поставлял миллионы пудов рельсов для строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Один из первых прокатанных рельсов 1896 года выпуска находится в экспозиции музея. Это рельс 30-й марки стали. Такими была устлана почти вся Великая Сибирская трансконтинентальная магистраль. А рядом с музейным рельсом - художественное литье из чугуна, шедшего и на производство железнодорожных рельсов. «Моряк-десантник» работы Александра Гилева воскрешает героические страницы Великой Отечественной войны. Чугун передает динамику движения: поднятая рука и все тело напряжены в броске перед схваткой с врагом. Все раскрывает силу чувств, охвативших матроса, защитника Родины: «Велика Россия, а отступать некуда!».Украшение музея – «Кристалл Чернова»
ДНК предприятия
На длинном столе, покрытом сукном, под стеклянным колпаком - необычного вида кристалл железа. Однажды на нашем заводе был отлит стальной прокатный вал. Его перевезли для механической обработки в вальцетокарный цех. Там токарь, нарезая усадочную раковину, заметил внутри красивый кристалл, чем-то напоминающий ветвящееся дерево. В высоту он имел около четырехсот миллиметров. Это был кристалл Чернова. Очень ценная находка! Более ста лет назад замечательный русский ученый, «отец» металлографии Дмитрий Константинович Чернов, открыв закон кристаллизации стали, заявил, что жидкий металл представляет собой перенасыщенный раствор, способный кристаллизоваться. Ученый описал картину древовидной кристаллизации стали. С тех пор подобные кристаллы получили название «кристаллов Чернова». Кристаллы железа таких размеров необычайно редки. Более того, кристаллизоваться могут только те молекулярные сообщества, которые обладают клетками памяти. И кристалл железа, сформированный на нашем заводе, это ДНК предприятия, в который вписана вся история Надеждинского металлургического завода.Морской хронометр, связанный с историей заводского гудка.
Живое эхо
Есть в музее экспонат, который всегда вызывает интерес у посетителей. Это морской хронометр фирмы Hewitt & Son в Англии. Он - ровесник завода. И связан с историей заводского гудка. Фирма часового мастера Адмиралтейства Hewitt & Son существовала в середине XIX века. Какими же путями этот редкий навигационный прибор и точнейшие часы попал на Урал? Еще до войны на рынке в Одессе он был приобретен начальником электростанции Надеждинского металлургического завода В. П. Герасименко. А так как хронометр отличался высокой точностью хода, по нему, сверяя часы, подавали заводской гудок. Работа предприятия начиналась по гудку. Эта традиция зародилась вместе с пуском завода в конце XIX века. И хотя временно гудок был отменен (в 1961 году), а морской хронометр, как страничка заводской истории, перебрался в музей, именно время расставило все по своим местам. 18 июля 2008 года традиция подавать заводской гудок была возрождена. И нынешний гудок, как живое эхо истории, говорит и напоминает нам о славном пути создания, развития и становления Надеждинского металлургического завода, имеющего большое значение для города Серова и для страны.Сергей Механошин
Комментариев 0