МАРШРУТЫ Александра Андрейкина

Александр Андрейкин показывает на домашней карте пройденный маршрут по Якутии.
/ СНИМКИ СЕРГЕЯ МЕХАНОШИНА

Накануне юбилея мы побывали у Александра Петровича в гостях и попросили рассказать о самых главных маршрутах в его жизни.

Не высокие

Живет Александр Петрович в многоэтажном доме. Квартира у него на верхнем этаже.
– Пока до своего этажа бегу без остановки, – улыбается. – Но, учитывая, что я поднимался в горы выше четырех тысяч метров, то для меня это не высота.

Не покоренные

С горами-«этажами» наш герой на «ты». Маршрутами Андрейкина испещрена-усеяна огромная клеенчатая карта во всю стену. 
- Звездочки – там, где я был. Вот всю Якутию в ­2004-м проскочил, – показывает. – 600 км и пешком! Побывал на всех горах, которые у нас есть: Тянь-Шань, Камчатка, Кавказ, Карпаты… Не был только в Норильске на плато Путорана. Потому что погода тогда оказалась нелетная.
Зачинатели туристического движения в Серове в 60-х годах./СНИМКИ ИЗ ДОМАШНЕГО АРХИВА
60-е годы. Александр Андрейкин участвует
в туристическом конкурсе
Школьники переходят вброд реку
в Свердловской области. 60-е годы.

Не забытые

Заваривая гостю чай с яблочным вареньем собственного приготовления, хозяин вспоминает: 
– Это началось в 12-13 лет. У нас в школе военруком был Федор Иванович Николаев. Хороший мужик! Не сюсюкал, как сейчас. Он нас вытащил первый раз в поход в деревню Танковичи. И мы, пацаны-школьники и студенты СМТ, там построили два дома! Внутри – печка, стол и полати. Ездили туда отдыхать.

Не короткие

Серовская деревенька – туристический дебют на 80-летней жизненной «карте» Андрейкина. Сейчас-то за его плечами уже сотни маршрутов. К слову, наш герой – единственный в Серове обладатель высшего туристического звания в СССР – старший инструктор-методист по пешеходному туризму (водил тургруппы по всему Союзу), а также удостоверения «Мастер спорта СССР по туризму»: 
- Чтобы им стать, нужно, как минимум, руководить двумя походами высшей категории сложности. Это не менее 300 км по горам. И чтобы никто до тебя там не был!
Значки и звездочки пройденных маршрутов на карте.

Не обычные

Быть пионером – в крови Андрейкина. В 1959-м он устроился на металлургический завод учеником электрика. А после армии, когда в крупносортном цехе появился новый машинный зал, стал одним из первых его работников: 
- Да. Я начинал в нем дежурным электриком в октяб­ре 1963-го. Как раз поступил в УПИ. Ну а потом, перейдя на работу в школу, наш герой стал одним из основоположников городского туристского клуба (вместе с Юрием Фоминым): 
- Это 1965-1966 годы. Я уже был начальником контрольно-спасательной службы Северного участка области, а также завучем по производственному обучению в школе № 22 и отвечал за туризм. Тогда всех в городе объединяло желание что-то делать.

Не маленькие

Серов 60-х – это своего рода Клондайк для туристов: 
– У нас, например, на 1 Мая 1967 года прошел слет на Шихане (всего он проходил 10 лет). Его тогда проводил Геннадий Гулин. Там было где-то около 600 человек! И к нам даже из Владивостока приезжали, чтобы участвовать в этих соревнованиях. 
К слову, сам Андрейкин там был и участником, и судьей. Туристский «воздух» ­60-70-х, действительно, был заразителен. И на майские праздники сотни серовчан с семьями отправлялись в поход: 
– А мы тогда договорились с железной дорогой. И все желаю­щие приходили на вокзал. До 300 человек было! Садились в поезд. Доезжали до ближайшей станции к горе Кумба, чтобы потом сделать восхождение на вершину.

Не затухающие

В четырех толстенных фотоальбомах и тысячетомной туристской библиотеке – вся прошлая жизнь Андрейкина. Нынешняя – в двух «свеженьких» методичках выпуска 2019 года: «Ориентирование на местности» и «Костры». Усаживаясь за компьютер, Александр Петрович объясняет, зачем и для кого пишет: 
– Это опыт нескольких десятков лет. В прошлом году написал. Мне хочется методички раздать. Считаю, что это нужно для каждого школьника. Здесь все в доступной форме: как себя спасти в трудных условиях, в которые попадают люди. Все про костры. Всего их шесть видов: колодец, шалаш, звездный, таежный, полинезийский, нодья. А еще про принципы работы костра: почему у некоторых загораются, а у других – нет. 
– В общем, Александр Петрович, подводить итоги вам еще рано и внутри вас до сих пор горит незатухающий костер?
– Не знаю. Но могу сказать, что я еще пытаюсь. Сейчас работаю над следующей методичкой «Работа с картой». И она уже наполовину готова.
Сергей Механошин

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0