КАК СТАТЬ ГРАМОТНЫМ?

8 сентября – Международный день грамотности. Наталья Пантелеева, учитель русского языка и литературы высшей категории школы № 20, – о том, кого можно считать грамотным человеком и как «расположить» ребенка к стремлению стать грамотным.

Без ошибок

Что сегодня входит в это понятие? Очевидно, что грамотным человеком мы можем назвать того, кто пишет и говорит без ошибок. Но, согласитесь, что сейчас в грамотность нужно включать дополнительно много чего еще! На мой взгляд, это и знание того, какие бывают словари, и практическое умение ими пользоваться, и знание, куда обратиться, где посмотреть, если есть вопросы, потому что НЕВОЗМОЖНО ЗНАТЬ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ ВСЕ. И, конечно же, в понятие «грамотность» прежде необходимо включить понимание того, что никакие знания о языке не могут считаться окончательными. Потому что язык живет, изменяется, развивается, медленно, но все же могут меняться ударения, изменяются значения слов, и нужно ВСЕ ВРЕМЯ за этим следить. Грамотный человек – тот, кто ни на секунду не выпадает из этого процесса! Достаточно любопытное лингвистическое наблюдение: наше представление о том, как правильно, может соответствовать норме, а может ей, увы, и не соответствовать. 

Есть вариант

Грамотный человек не тот, кто поторопится исправлять в речи собеседника непривычный для него вариант. Это тот, кто задумается: а правильны ли мои представления о норме?  Современный грамотный человек должен понимать, что сейчас в языке не все делится пополам: ошибка и норма. Во многих случаях возможны варианты написания, произношения, словоупотребления (действует закон плюринормы). Грамотный тот, кто дает своему собеседнику право выбирать другой вариант, если он тоже правильный. Еще один момент. Достаточно долгое время меня, например, раздражала ситуация, когда один и тот же человек в непринужденной переписке не следит особо за знаками препинания, а в ситуации официального общения такого не допускает. Сейчас я понимаю и принимаю такое языковое поведение (не позволяя себе такового в силу профессии): иной раз можно пожертвовать запятыми, если нужно быстро написать и отправить сообщение. 

Говорим по-человечески

Сейчас грамотность – это еще и умение гибко пользоваться стилями языка в разных коммуникативных ситуациях: в непринужденном общении с друзьями, в рабочих разговорах с коллегами, в официальных документах… Мы действительно с трудом (а то и вовсе не умеем!) «переключаем регистры» общения! Там, где нужен официально-деловой язык, нередко и неуместно встречаются элементы разговорной речи, а в неофициальном общении царят канцеляризмы. 
Все, конечно, помнят хрестоматийную фразу «Девочка, ты по какому вопросу плачешь?», поэтому позволю себе более современный пример. Весной 2018 года на московской станции метро «Кузнецкий мост» появилось объявление, написанное ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ языком. Ремонтировали эскалатор. И вместо ожидаемого «По причине ремонта…» появилось: «Эскалатор нужно ремонтировать. Пришло время. Обещаем работать быстро».  Для меня это яркий пример грамотного языкового поведения. 

На своем примере

И последнее, «чисто учительское». Когда родители у меня спрашивают о том, как вырастить грамотного человека, «расположить» ребенка к тому, чтобы он стремился стать грамотным, я отвечаю: нет готовых рецептов. Все дети и родители разные. Здесь (как и во многом) работает только свой пример: интерес родителей к книгам, к чтению, к языку.  

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0