ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА Александра Сысоева

Накануне завершения 79-го театрального сезона в Серове мы встретились с главным режиссером театра драмы им. А. П. Чехова Александром Сысоевым.

На рабочем столе главного режиссера белая разлинованная тетрадь с пометками карандашом: 
- Это расписание: спектакли, репетиции, приезд гостей. 
Над столом – детские рисунки: 
- Это картины моей дочери. 
За год работы в театре кабинет главного режиссера стал явно «жилым». А буквально несколько дней назад к многочисленным «декорациям» кабинета прибавилась пара фотографий Ирбитского театра драмы: 
- Это мы привезли с фестиваля «Коляда Plays». Старейший театр в области. 175 лет. 
Серовскому драмтеатру им. А. П. Чехова – поменьше. Предстоящий сезон будет 80-м по счету. С него мы и начали разговор о планах-задумках главрежа.

Мимо театра

- Александр, с каким настроением входите в свой второй сезон в театре, который станет юбилейным?
- 80 лет – весомая дата. И я весьма трепетно отношусь к истории театра. Моя позиция – очень важно помнить свои корни. Поэтому в связи с юбилеем будет много-много всего, о чем можно рассказать. Будет капустник-концерт, посвященный юбилею театра. Параллельно мы хотим сделать онлайн-проекты. Есть желание закрутить творческую лабораторию. И еще такой юбилейный цикл, ряд видеоинтервью с людьми, которые в разное время имели отношение к театру. Потому что зрители-старожилы знают историю. Молодежь, новый зритель - нет. А я как режиссер настаиваю на том, чтобы, помимо постоянных зрителей, приходил и новый. Небольшое отступление. Неделю назад люди шли по улице утром мимо ДКМ. Ой, а что здесь театр? О, афиша! У вас сказка? Мы пойдем. И десять человек, которые просто шли и гуляли с детьми, купили билеты. И вот это радость моя!

Внутри спектакля

- Еще одна радость - труппа отправляется в «предъюбилейный» отпуск?
- Да, 19 июля. На месяц. 20 августа выходим.
- С какой-то премьерой?
- В конце августа будет премьера по пьесе серовского драматурга Кати Антоновой «Конец февраля». Пьеса вошла в лонг-лист международного конкурса драматургов «Евразия». И мы пробуем инверсивный спектакль. Это когда зрители являются участниками. Они находятся как бы внутри спектак­ля и нет разделения: зрительный зал – сцена. Эта премьера состоится 28-29 августа. Но она – неофициальная. Официально сезон откроется в октябре.
Вне зоны комфорта
- Кстати, пока вы еще не ушли в отпуск, что сейчас идет на сцене?
- Сегодня у нас только «Джан» репетируется.
- Есть такое мнение, что идея театра – находить опасную зону. «Джан» Платонова - это не простой текст, не простой автор. Можно это сравнить с входом в опасную, непростую зону?
- Нет. Театр – это, скорее, выход из зоны комфорта. Зрителя надо вытолкнуть из ритма: работа-дети-фитнес-машина. Ты живешь в рамке, где мало эмоциональных событий. И когда приходишь в театр, происходит взаимообмен. Ты начинаешь плакать или смеяться, забываешь про обыденность. И тем самым выходишь из зоны комфорта. А это не всегда страшно, опасно.
- Хорошо. Какой тогда в ходе репетиций получается эта джановская зона-история на сцене?
- Я бы сказал, что медитативная. Я смотрел всего 2-3 репетиции. И не стал бы опережать события. Но скоро будет фотосет. Приедут критики, чтобы посмотреть спектакль и повезти на фестиваль эту историю. Почему стоит прийти и посмот­реть ее? Все на самом деле просто. Я очень хотел пригласить режиссера Дмитрия Зимина, а художником чтобы выступил Владимир Кравцев из екатеринбургского театра драмы. Мне как главному режиссеру очень нравится их эстетика, этот дуэт. Потому что это выход из зоны комфорта. Потому что это потрясающая мелодика авторского текста. Она сохранена. Мне интересно, как работает Дима. Его подход. Здесь любопытная работа с пространством. И режиссер Дмитрий Зимин предложил сделать три версии спектакля. Основа – та же. А решения - разные. И это сложно актерам, это их развитие.

В переливающемся «трансформере»

- К слову, о развитии. Прошлое интервью мы назвали «Театральный дом Александра Сысоева». Там вы внешне обрисовали, каким он должен быть. Теперь, спустя год работы в театре, давайте зайдем внутрь. Каким он получился в итоге? Судя по количеству премьер за год – 11 – «многокомнатным». Интересно, какие они, ваши «комнаты»-спектакли?
- Внутри нет комнат. Это, скорее, некое пространство, перетекающее из одного в другое. В зависимости от настроения зрителя, который туда попадает, оно приобретает определенный цвет. Пришел ты на «А зори здесь тихие», поплакал. Война. Красный цвет заливается. Пришел на сказку «Царевна-лягушка». Весело. Радуга. Главное в доме - крепкий фундамент. Поэтому внутри - пространство, которое трансформируется. Как волшебная шкатулка.
- И у этой волшебной шкатулки стеночки – из веры актеров в режиссера Сысоева, а внутреннее пространство – из «трансформера»?
- Да. Вера актеров. Мой горящий глаз. И тогда зритель получает в итоге разноплановый хороший продукт. Театр – эта такая субстанция живая. Она трансформируется, переливается всеми красками, подстраивается.

В ожидании сюрприза

- Теперь давайте напоследок достанем из вашей волшебной шкатулки все юбилейные «трансформации». С какой начнется официальный сезон в октябре?
- Чем начнется - не скажу (улыбается). Пусть это будет секретом, загадкой, тайной. А вот дальше нас ждет увлекательный сезон (берет в руки расписание.) Каждый месяц – по премьере! Но это планы. Я в последнее время стал суеверным. Не рассказывай свои планы, а то насмешишь Бога.
- Тем не менее, хотя бы немного давайте занавес-интригу приоткроем читателям?
- В октябре – открытие сезона: 29, 30, 31-го. В ноябре – интересная, на мой взгляд, работа. Спектакль «Мама» по двум пьесам уральских драматургов «Родительский день» Алексея Еньшина и «Китайский шелк» Натальи Бондарь. Две части с антрактом. А дальше - новогодняя декада. Это будет интермедия для детей. Она называется «Бременские музыканты».
- По мультику?
- Я очень надеюсь, что нет. Хотя это мой любимый мульт­фильм. И сейчас уже договорился с автором инсценировки, с композитором. Дальше нас ждет музыкальная комедия. А в апреле у нас премьера - постановка по стихам Мандельштама. И очень крутой спектакль в мае-июне! Для малышей от 0 до 4 лет. Режиссер - Елена Тихонова.
- Это будет бэби-спектакль?
- Да. Дело в том, что у детей до 4 лет свое мышление. У меня сыну – 2 года. Дочка - постарше. А у них же больше не посмотреть, а пощупать-потрогать! Поэтому в Елизаветинском зале будет поставлен шатер, где дети ничем не будут ограничены. И там, например, корову можно будет потрогать, кошечку погладить и т. д.
- Александр, а на финал, на закрытие юбилейного сезона, что-то собираетесь достать из своей волшебной шкатулки?
- В планах – пьеса Ивана Вырыпаева «Невыносимо долгие объятия». Сделаю такую историю. Причем сезон мы будем рано закрывать в июне. Потому что уже в следующем, 81-м, театральном сезоне город ждет очень приятный сюрприз. Глобальная постановка по Антону Павловичу Чехову. И я очень надеюсь, что она не сорвется.
Сергей Механошин

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0