Глазами иконописца

Уже около месяца здесь про­водится роспись стен – по ниж­­нему краю появляется растительный орнамент, а сверху – лики святых. Иконы пишет Максим Кудрин, выпускник Тобольской духовной семинарии. В рамках рубрики «Диалог культур» мы побеседовали с ним о том, как рож­даются святые образы и каковы традиции ико­нописания. 
В соборе появится 40 ликов святых 

– Максим, с чего начинается роспись храма?
– Свою работу иконописцы традиционно начинают с молитвы – читают тропарь преподобному Андрею Рублеву, знаменитому иконописцу. А еще мы заранее общаемся с настоятелем храма, учитываем его пожелание по изображению местночтимых святых.
– Какие святые, почитаемые в нашем регионе, будут изображены на стенах собора?
– Это праведный Симеон Верхотурский, священномученик Александр Новотуринский, священномученик Аркадий Гаряев – священник, служивший много лет в селе Петропавловское, которое ныне именуется городом Североуральском.
– Сколько ликов святых появятся в соборе?
– Около 40 святых. Уже завершается работа над северной стеной. По нижнему ярусу на синем фоне – растительные орнаменты – это изображение райского сада. Выше синего фона – лики святых. Все работы ведутся на пожертвования прихожан собора. Краски импортные, дорогие. Если найдутся благотворители и внесут свой взнос, мы можем на их средства изобразить святого, которого они особо почитают. Это по аналогии с тем, что есть именные кирпичики при постройке храма – а это именные иконы.

Иконопись – часть богослужения

– Расскажите немного о себе.
– Мне 40 лет. Я родился на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в обычной советской семье в небольшом городе Челябинской области. Нас – четыре брата. Люблю рисовать с детства. Мама рассказывала, что с малых лет я мог часами сидеть с красками и карандашами, рисовать. Крестился уже в подростковом возрасте – родители пришли к вере в 1990-е годы и нас, всех четверых сыновей, тоже решили окрестить. Интерес к иконам стал проявлять рано. Помню самую первую икону – бумажный черно-белый образ Богородицы, который я случайно увидел у чужой бабушки. Та икона показалась мне удивительной. После школы поступил в Челябинское художественное училище. Во время службы в армии тоже занимался рисованием. Затем окончил иконописную школу, педагогический институт. Получается, что 11 лет занимался иконописью и 3 года – живописью.

– Чем иконописцы отличаются от обычных художников? Многие думают, что иконописцы обязательно должны быть монахами, соблюдать пост, молиться.
– Иконопись – не самовыражение, а часть Богослужения. Если сравнивать с музыкой, то это искусство исполнения. А исполнители, как правило, не солисты, они работают ансамблем. У нас работа командная – у кого-то лучше получается орнамент, у кого-то – фигуры, у кого-то – лики. В постановлении Стоглавого собора написано, что иконописец – «паче простых человек». То есть иконописец ставится на ступень церковнослужителя – как алтарник, пономарь. Поэтому на труд иконописания давалось особое благословение. Сейчас есть иконописцы и среди монахов, и среди мирян. Мирские иконописцы – люди верующие, иначе не получится икона. Потому что икона не изображает, а является окном в потусторонний мир и несет в себе Свет Божий. Просто у мирских иконописцев больше отвлекающих факторов, чем у монашествующих. У меня, например, жена тоже иконописец, у нас растут сын и дочь. 

Краски – лучший подарок

– Что является лучшим подарком для иконописца?
– Краски. Они очень дорогие, импортные и сейчас из-за санкций могут стать дефицитом. Мы недавно расписывали часовню-храм во имя апостола Иоанна Богослова в Краснотурьинске. Храм небольшой, мы сдружились и с батюшкой, и с прихожанами. Когда окончил работу там, этот батюшка подарил мне краски для росписи – я теперь их использую для собора в Серове. Спасибо ему за такой нужный подарок.
– Какими качествами должен обладать иконописец?
– У него должна быть вера в Бога, хорошая память, железные ноги и спина. Потому что большую часть времени, при работе по росписи храмов, приходится проводить на строительных лесах. 
– Как вам и вашим коллегам работается в Преображенском соборе?
– У вас в Серове замечательный Преображенский собор, очень красивый, построенный в московско-новгородском архитектурном стиле. Поэтому мы с коллегами из бригады иконописцев в своей работе придерживаемся стиля Андрея Рублева. В некоторые храмы зайдешь – и окно не там, и пропорции нарушены, не знаешь, как и где расписать. У вас же в соборе все расположено гармонично, по канонам. И я думаю, что роспись на стенах сделает собор еще красивее и поможет серовчанам глубже сосредотачиваться на молитве, обращаясь к святым, изображенным на иконах.

В тему
Как читать иконы

В древности икону называли Библией для неграмотных. Ведь ее можно читать как сакральный текст.
Фон. На современных иконах фон чаще всего белый или золотой. Это цвета, означающие рай и святость. Но нередко фоном иконы служат места жития или подвиги святых. Например, Мария Египетская изображается на фоне пустыни, а блаженная Ксения Петербургская – на фоне города.

Символика цвета. Красный цвет – мученичество. Золотой – святость. Зеленый – Троица, вечная жизнь. Синий и голубой – относятся к Небесной сфере, Богородице. Черный – монашество.

Атрибутика. Если знать житие святого, смысл предметов очевиден. Например, у Сергия Радонежского в руках храм (это монастырь, который он основал). Святой Пантелеймон, известный врачеватель, держит в руках ларчик с лекарствами и ложечку. Рядом со святой Екатериной мы видим колесо. Это колесо для пыток, которым ее подвергли.
Жесты. Правая рука тех, кто при жизни был священником, часто рисуется в виде благословляющей десницы. Воздетые руки – выражают открытость и готовность принять Бога всей душой. Руки, скрещенные на груди, – признак покаяния и принятия Крестной Жертвы Христа. А рука, приложенная к сердцу, – указывает, что святой особо преуспел в сердечной молитве.
Детали. В иконе важна каждая деталь. Например, высокий лоб означает мудрость, большие глаза – проникновение в Божественные тайны, тонкие губы – аскетизм, а удлиненные пальцы – духовное благородство и чистоту деяний. Наклоненная голова – внимание к голосу Божьему, который святые слышат своим сердцем, а чуть склоненная фигура – означает покорность воле Божьей.

Нимб – символ святости. На православных иконах у Христа особый нимб – с тремя лучами, вписанными в круг, означающими крест. Ореол Богородицы часто украшают двенадцатью звездами, диадемой или лучезарной короной. А ангелы и святые наделяются простым круглым нимбом – белого или золотого цвета.

Майя Тарасова

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0