Сага об азу
Этот день верующие мусульмане празднуют за богато накрытым столом, потчуя собравшихся самыми вкусными яствами. В рамках рубрики «Диалог культур» мы побывали в гостях у ветерана калибровочного цеха Надеждинского металлургического завода Наили Салаватуллиной, которая приготовила три своих любимых блюда.
Кулич
– Пока вас ждала, целый таз прокрутила клюквы. Потому что летом, когда в огороде работаем, морс пьем, – с момента пересечения порога дома стало ясно, что сидеть без дела хозяйка не умеет. – Я живу по расписанию. Встаю в четыре. И каждое утро с сестрой, она живет рядом, мы гуляем час двадцать. Прогулка в любую погоду: снег, дождь. Кроме воскресенья.Ароматный зеленый улунский чай (его у хозяйки аж шесть различных сортов) – для затравки разговора. Затем легкий взмах руки хозяйки – и из-под салфетки на столе появляются три блюда – «Кэш тэле», азу и бялеш:
– Кэш – это птица по-татарски. Птичьи язычки! А это азу. Что-то вроде жаркого. Ну а это большой бялеш. Большой – значит, или с мясом, картошкой, луком. Или как этот – сладкий: с рисом, изюмом.
– Наиля, а почему именно бялеш готовят на Ураза-байрам?
– Потому что Ураза-байрам – как Пасха. А бялеш, как и кулич, – во главе праздничного стола.
Гнездо
Праздничная трапеза – без малого два часа – в итоге превратилась в своего рода сагу, то есть воспоминание о семейном очаге и традициях. А в детстве одной из любимых книг Наили была как раз «Сага о Форсайтах»:– Мне было интересно думать о том, что будет дальше, какое же оно – родовое гнездо.
Наиля родилась в многодетной семье, где их было шестеро: братьев и сестер. Но эту жизнь – «в тесноте да не в обиде» – наша героиня до сих вспоминает с теплотой:
– Мы жили на восьми квадратных метрах! Спали на полу, но каждый день его мыли – скоблили ножом-косарем. С первого класса я стала ездить на покос. Во втором классе отец приучил меня к литовке, к «шестерочке»...
Хлеб
Любовь к труду – вот тот самый честный план жизни, сотканный судьбой, для нашей героини. И эта судьба – рядовая, послевоенная:- Мой папа дошел до Берлина. Потом еще Японскую войну прошел. Вернулся и родилась я. В семье была четвертой.
– И что вам папа в итоге всем привил?
– Любовь к дому, к животным. Помню, он нас учил умножению по косточкам пальцев. И еще пока отец с работы не придет, никто не садился за стол. Только вместе. Отец говорил несколько слов молитвы. Брал первый кусочек хлеба. И мы за ним…
Мама
Уважение к старшим – один из «пазлов» традиций семьи Салаватуллиных. Другой «пазл» – уже кулинарный. И он, пожалуй, самый фирменный. Ведь это «наследство», по словам нашей героини, от мамы:– Она у нас все сама делала: и хлеб пекла, и белила-мазала. Я бы сейчас с удовольствием попробовала мамины пироги с яйцом и луком. Отличнейшие! Вообще, она всегда всем помогала. Когда свадьбы-поминки, стряпухой была. И для меня, когда ем азу, это всегда воспоминание о родителях.
– Поэтому Ураза-байрам – праздник, без которого вы не представляете своей жизни?
– Да, это святое.
Рецепты от Наили Салаватуллиной
Азу диетическое
Беляш
Кэш тэле («Птичьи язычки»)
Подготовил Сергей Механошин
Комментариев 0