От датчика до высшего менеджмента

Сергей Лопухин – об информационном прорыве службы ИТ на металлургическом заводе.

Традиционно в рубрику «Голос начальника» мы приглашаем бывших руководителей метзавода и проводим для них индивидуальную экскурсию по родному предприятию. Однако, ввиду сложившейся эпидемиологической обстановки в стране и в нашем городе, мы попросили Сергея Станиславовича Лопухина, бывшего руководителя УИТиА, в этот раз провести для читателей газеты виртуальную экскурсию по управлению информационных технологий, которым он руководил около 30 лет. Тем более что повод – очень значимый. В нынешнем году подразделению исполнилось 70 лет.

Коллектив машиносчетной 1953 год, Першаков М.А. 

У истоков службы ИТ

– Отправной точкой в истории подразделения считается 7 января 1950 года, когда приказом директора на заводе было создано централизованное машиносчетное бюро, – вспоминает Сергей Станиславович. – Первым начальником службы стал Михаил Андреевич Паршаков. В 80-е годы прошлого столетия в Министерстве черной металлургии началась разработка автоматизированной системы управления производством и поставками продукции (АСУ ППП) на базе персональных компьютеров. А в 1988 году директор завода Василий Сергеевич Кириллов предложил мне возглавить мероприятия по внедрению новой АСУ и созданию службы информационных технологий (ИТ) на заводе. Работу я начал в сентябре 1988 года в должности начальника информационно-вычислительного центра (ИВЦ). В дальнейшем, по мере роста объема и количества решаемых задач, на базе ИВЦ был создан отдел АСУ, затем – управление ИТ, управление ИТАиСС, после выделения подразделения связи из структуры завода – управление ИТиА, которое существует и по сегодняшний день. В 2016 – 2018 годах работал помощником директора по информационным технологиям и автоматизации.
– Какое направление вы непосредственно курировали? 
– Основное направление было определено при поступлении на работу: создание и развитие современной службы ИТ – управляющей вертикали «От датчика до высшего менеджмента предприятия». Основной же целью управления ИТиА стало оказание информационных услуг руководству и подразделениям завода. 

Машиносчетная станция на метзаводе появилась в 1950 году, просуществовав до прихода ЭВМ. 

На передовой ИТ-сферы

– Сергей Станиславович, оцените масштаб изменений в области ИТ-технологий с момента начала вашей работы на заводе и по сегодняшний день…
– Обработка информации еще в 80-е годы прошлого века велась с помощью калькулятора, авторучки, листа бумаги и отчетов из подразделений. Сейчас их заменили компьютеры. В качестве связи использовался дисковый телефонный аппарат заводской координатной станции. Сегодня эту технику можно увидеть разве что в музее – на смену пришла сотовая связь. Вот и делайте выводы, оценивайте.
В 1988 году реально информационные услуги на предприятии оказывала только машиносчетная станция (бухгалтерский учет, расчет заработной платы), в вычислительном центре были ЭВМ, люди, велась подготовка к оказанию информационных услуг. 
Перед началом проекта по внедрению интегрированной системы SAP R/3 (система управления предприя­тием в режиме реального времени) на заводе мне пришлось организовывать показ действующей на родственном предприятии системы SAP R/3 руководству УГМК. 

ИТ – дело общее 

– С кем вам довелось работать? Вспомните людей, которые внесли вклад в развитие ИТ-технологий на заводе.
– Прежде всего, это директор металлургического завода в 80-е годы Василий Кириллов. Он создавал службу ИТ, добился включения нашего завода в состав предприятий черной металлургии, участвующих в разработке и внедрении АСУ ППП. Значимый вклад внесли заместитель директора по экономике Юрий Беляшев, заместитель начальника отдела труда и заработной платы Геннадий Чибирев, генеральный директор завода в 2000-е годы Александр Полянский, коммерческий директор завода Максим Шеварков, руководитель заводской группы внедрения модуля качества Михаил Белов. Кстати, Михаил Леонидович впервые в России на нашем заводе внедрил модуль управления качеством системы SAP R/3.

ИТ – семейное дело

– Какое событие наиболее за­помнилось за все время работы в заводской службе ИТ?
– Подписание договора о начале проектирования системы управления предприятием на базе системы SAP R/3 25 января 2002 года прибывшим на завод генеральным директором НПО «Мекомп» Анатолием Лукашевым, руководившим разработкой и внед­рением АСУ ППП на предприятиях отрасли, и генеральным директором завода Александром Полянским. В этот день мне исполнилось 50 лет. 
– Сергей Станиславович, расскажите о вашей семье – супруге, дочерях, которые также работали и работают в ­УИТиА. Можно ли сказать, что сфера информационных технологий – это у вас семейное дело?
– Мы с женой по образованию – технари, оба занимались теорией управления, только предметные области были разные: у меня электроприводы, а у жены – летательные аппараты. Да, я еще окончил аспирантуру в Ленинградском горном институте и защитил диссертацию по специальности «Автоматизированные системы управления производством». С женой вместе учились в школе, вместе работали в Красноярске и в Серове, в заводской службе ИТ. Дети получили высшее образование. Старшая Светлана работает в управлении ИТиА метзавода, а младшая Ольга – в службе ИТ УГМК. Так что информационные технологии – это наше семейное дело.
Михаил Орловский

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 2

Геннадий
Геннадий 9 декабря 2023 20:28
 Если возможно контакты Сергея Лопухина. Мы вместе учились в Красноярске.

Сегодня, 20:26
 Если возможно контакты Сергея Лопухина. Мы вместе учились в Красноярске
Геннадий
Геннадий 22 сентября 2024 16:55
Контакты Сергея Лопухина