Выучил язык афганцев

Александру Степановичу Рылову – 58 лет, он – мастер по ремонту автотранспортного цеха. Полтора года, с января 1984-го по июнь 1985 года, проходил службу в ДРА – Демократической Республике Афганистан. Имеет награды: медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», медаль «За отличие в охране государственной границы», юбилейные медали и награды МВД.

- К 19 годам я окончил школу, ГПТУ-54 и почти год отработал подручным сталевара мартеновской печи 5-го разряда. У нас выпускались с училища ребята с 3 разрядом, повышенный 4-м, а у меня был аж 5-м! Работал в мартене и от военкомата в школе ДОСААФ учился на права категории «С» (грузовик). Металлургический завод тогда считался военным предприятием, входил в трест «Главспецсталь». И поэтому сталевары автоматически освобождались от армии – мне давали бронь. Но тогда, если ты не сходил в армию – не мужик! Хотел сам себя проверить. 
Поэтому я специально познакомился с военкомом, долго его уговаривал. И вот втихаря, отработав в ночь последнюю смену, на следующий день уехал в армию. Военком правильно сделал, что послал меня в погранвойска, которые тогда подчинялись КГБ СССР. Потому что тогдашний начальник цеха Левин запрос послал на меня в Советскую Армию, сказав: «Я его в наручниках обратно привезу, пусть работает!». Но КГБ ему было недоступно, меня не вернули. 


Сначала я попал в учебную часть на Дальний Восток, был водителем в минометной батарее, где и прослужил полгода. А потом по зову души, по зову сердца рапортом попросился в Афганистан. Юношеский максимализм был, хотелось показать и испытать себя. Пропаганда велась на высоком уровне. Партия сказала, что если не мы, то на наш Узбекистан нападут, надо было защитить Родину от талибов! Мы чувствовали себя освободителями.
В минометную батарею в Афган с Дальнего Востока надо было набрать 78 человек, а желающих оказалось аж 500 человек! Для отбора устроили конкурс профессионального мастерства. Пройдя его, свою зеленую форму мы сдали, взамен получили полевую форму песочного цвета, в том числе и панамы. Потом была адаптация в Узбекистане – нас учили выживать в пустыне. Скорпионы, верблюжьи колючки, змеи, главное - не травмироваться. Учили и боевым действиям.
Население Афганистана делилось на две категории: душманы и сочувствующие душманам. Днем они все нормальные. А ночью эти же люди могли тебя обстрелять. Участвовал в боевых операциях, получил неглубокое проникающее осколочное ранение. Дослужился до сержанта. Армия научила принимать решения, которые касались жизни и смерти – можно ли убить, ведь оружие в твоих руках. Ответственность совсем другая! 
Я был водителем тентованного грузовика ГАЗ-66, перевозил минометный расчет. На стекле пристроил картонку, на ней мелом написал «Серов». Кроме боевой машины у меня была водовозка. По два раза в день минимум, а то и по три, я ездил на ней в город за водой. Меня охраняли в будни две боевые машины БТР или  БМП, в выходные – четыре. Одна водовозка заливалась где-то час двадцать минут, поэтому волей-неволей приходилось общаться с обслуживающим персоналом водонапорной башни по три часа в день. Чай пили, разговаривали. Так я самостоятельно более-менее выучил язык афганцев. До сих пор помню некоторые слова и выражения: здравствуй, друг –«хубасты, рафик», вода – «ал», спасибо – «рахмат». Есть схожесть с татарским языком - это мне мой лучший друг сказал - Рамиль Мухамадеев, под Казанью живет. Со многими сослуживцами-афганцами дружим до сих пор, переписываемся. У нас и сайт свой есть, нашей мотоманевренной группы. Мы встречаемся, ко мне друзья приезжают, я езжу к сослуживцам. Они живут в Свердловской области и Татарии, Тюмени. 
Первые несколько лет мне война снилась – просыпался ночью. Потом перестроился, я себя не считаю слабым. Сейчас я против милитаризма, против любой войны. Потому что я знаю, что это такое!
После демобилизации еще два года отработал сталеваром, потом по комсомольской путевке пошел в милицию, где и проработал больше 20 лет. Был командиром отделения водителей. Когда на пенсию ушел, десять лет работал  в ЧОП «Бастион-С» начальником службы безопасности. Затем ушел работать на автобус водителем в АТЦ, сейчас там же - мастером.

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0