РАЗГОВОРИТЬ НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА

Учитель-логопед I категории Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие» Анна Кутькова рассказала, нужно ли родителям бить тревогу, если ребенок не разговаривает.

Что такое норма?

- Ваш уже заговорил? Нет? А наш уже вовсю болтает, - иногда хвастаются родители успехами ребенка. Папы и мамы, дети у которых молчуны, начинают волноваться. 
- Доктор, что-то не так?, - отправляются они к врачам.
Для начала рассмотрим понятие нормы. Если вы думаете, что у специалистов, консультирующих детей с задержками речевого развития, существуют единые критерии оценки состояния речевого развития, то это не совсем так. «Норма» меняется вместе с поколениями людей. Поэтому то, что считалось нормой 40-60 лет назад, трудно применить к современным детям.

Какие причины могли повлиять на задержку в развитии речи?

В основе учения о темпераментах лежит понимание двух основных процессов высшей нервной деятельности: возбуждения и торможения. И для различных типов темпераментов соотношение этих двух процессов будет отличаться. Поэтому у детей с различными типами нервной деятельности навыки формируются в разные сроки.
Ключевыми избыточными раздражителями нервной системы для ребенка являются различные гаджеты: телевизоры, планшеты, телефоны. Такая чрезмерная нагрузка на сенсорные системы может критично нарушить баланс возбуждения-торможения в нервной системе, лишив малыша возможности (за счет торможения) усвоить новую информацию и нау­читься чему-либо. 

Маячки задержки речевого развития

Когда начинать нервничать родителям и бить тревогу? На первом году жизни я бы обратила внимание на:
  • отсутствие звукового сосредоточения у ребенка, монотонный плач и гуление – малоэмоционально окрашенные;
  • отсутствие реакции на громкие звуки.
В более позднем возрасте, ближе к году:
отсутствие реакции на собственное имя при сохранении реакции на звуки и наличии звукового сосредоточения.
При таких признаках необходимо исключить проблемы с органом слуха на различных уровнях (восприятие и проведение).
Не стоит паниковать, если ребенок до года сначала начал произносить различные слоги, простые слова, а потом в какой-то момент замолчал. Обычно это связано с «синдромом обкрадывания» - малыш переключился на овладение новым навыком. Например, учится стоять у опоры или ползать. Это не является признаком «отката» в развитии. Вероятно, через пару недель ребенок «вспомнит», как говорить.
Другой тревожный момент: если ребенок реагирует на звуки, но на свое имя не откликается или откликается не всегда, избегает зрительного и тактильного контакта, сложно взаимодействует со сверстниками, имеет некоторые особенности в поведении, то мы можем предполагать здесь особенности развития эмоционально-волевой сферы. Необходимо незамедлительно обратиться к неврологу.
Случается, что ребенок адаптирован в коллективе сверстников, обладает всеми навыками самообслуживания, понимает обращенную речь, но при этом не разговаривает. При таком состоянии малыша также необходимо показать неврологу для принятия решения о дальнейшей тактике ведения.

Как помочь ребенку заговорить? С чего начинать работу?

Первично необходимо понять, на каком уровне нервной системы ребенка произошла «поломка». Для оценки тяжести состояния следует пройти обследование у невролога. Доктор направит на дообследование к смежным специалистам (ЭЭГ, УЗИ и т.д., логопедам, нейропсихологам, поведенческим терапевтам), если такая необходимость имеется. Исходя из полученных результатов исследований, будет понятна тактика ведения ребенка.

Говорите с ребенком обо всем

Важный момент: необходима максимальная включенность родителей в процесс растормаживания речи у ребенка. Зачастую, чтобы он заговорил, элементарно не хватает потребности - это вопрос вербальной коммуникации в семье. Если ребенок не видит и не слышит, что в семье люди разговаривают, он не понимает, что ему тоже нужно говорить. С ребенком необходимо разговаривать:
  • рассказывать, что вы видите на прогулке и дома;
  • описывать предметы;
  • читать книги;
  • не включать гаджет или телевизор для обучения новым словам, так как их звуки для ребенка в раннем возрасте - белый шум, не более того. Он не воспринимает их равнозначно живой человеческой речи.
Безусловно, взаимодействие с опытными специалистами, обученными различным методикам помощи ребенку, также могут помочь. Но ключевым фактором все-таки является среда и окружение: чем больше вы будете вовлечены в процесс, тем выше шансы у ребенка заговорить.
Вера Зуева

В тему:

Развиваемся играя
Дети дошкольного возраста очень любят играть и участвовать в сюжетно-ролевых, настольных, коллективных играх. Самая главная задача родителей – в этом возрасте у детей развивать любознательность, выдумку и инициативность. Для этого им очень помогут развивающие игры.
«Найди лишнее слово».
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним». 
Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, апельсин, помидор, банан;
Молоко, кефир, сметана, батон;
Час, минута, зима, секунда;
Вилка, тарелка, сковорода, портфель.
«Бывает – не бывает».
Бросайте ребенку мяч, одновременно называя какую-нибудь ситуацию. Ребенку надо поймать мяч, если указанная ситуация возможна, и отбивать его, когда такая ситуация в принципе невозможна (например: кошка хочет пить, самолет идет по земле и др.).
«Назови одним словом».
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщаю­щее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт – ..., птицы – ...
«Общие слова».
Взрослый предлагает ребенку назвать как можно больше общих слов, относящихся к какой-то теме и обозначающих некоторое понятие. Это могут быть слова, обозначающие кустарники, деревья, цветы; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие домашних зверей, наземный или воздушный транспорт и так далее.
«Что исчезло?».
Разложите на столе несколько предметов (картинок) и попросите ребенка внимательно их рассмотреть. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один предмет и предлагает посмотреть, вспомнить и назвать, что исчезло.
Разновидность этой игры: оставшие­ся предметы на столе смешиваются, ребенку предлагается назвать их исходную последовательность.
«Пиктограмма».
Взрослый называет слова и словосочетания, а ребенок зарисовывает их в виде любых рисунков и называет исходные словосочетания («читает свои рисунки»).
Любопытно, что дети могут нарисовать и такие, казалось бы, абстрактные понятия, как добро и зло, счастье или печаль, отобразить эмоциональное состояние человека.
«Чудесный мешочек».
Детям предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывают в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем вынимают и показывают игрушку всем участникам группы.
Задание можно усложнить, предложив детям достать определенную игрушку; или предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать.
Вариант «Что исчезло?».
Перед ребенком выставляют 10 мелких игрушек. Он запоминает их, затем закрывает глаза. Одна игрушка убирается. Ребенок должен ее отгадать.
«Художник».
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0