Почему подростки трудные?

Актуальное интервью с детским психологом клиники «УГМК-Здоровье» Еленой Долбиной.

Последствия пандемии ощутили на себе не только взрослые, но и дети, подростки. Отмена выпускных, переход на дистанционное обучение, сокращение контактов – все это не самым лучшим образом сказалось на психологическом состоянии подрастающего поколения. Согласитесь, быть подростком всегда было довольно трудно. В условиях, когда взрослые не всегда справляются со сложившейся ситуацией, очевидно, еще сложнее. Наш разговор с психологом Еленой Долбиной о том, почему подростки «трудные» и как им могут помочь взрослые.
- Елена Викторовна, чем все-таки характеризуется подростковый возраст?
- С биологической точки зрения у подростков происходит функциональная перестройка организма, которая приводит все системы к дисгармонии. Все органы растут одновременно, вызывая непонятные ощущения внутри и дискомфорт. Идет выброс половых гормонов (больше чем у взрослых людей!), а это приводит к частой смене настроения, несдержанности, эмоциональным вспышкам, агрессивности. Меняется тело, интенсивно растут кости скелета, а рост мышц немного запаздывает, отсюда моторная неловкость, угловатость фигуры, что приводит к непринятию изменений своего тела, оно кажется незнакомым и чужим. Неравномерность созревания клеток головного мозга проводит к рассеянности, невнимательности, тревожности, что влечет за собой трудности в усвоении школьной программы. Из-за роста сосудов нарушается кровообращение, поэтому подросток перестает справляться с привычными нагрузками и чувствует постоянную утомляемость. 
- Как с психологической точки зрения оценить этот период?
- Во-первых, снижается школьная мотивация. На первый план выходит общение со сверстниками, хобби, романтические симпатии, учебная деятельность уходит на второстепенный план. Во-вторых, у подростков формируется неустойчивая самооценка, поэтому они очень болезненно воспринимают критические суждения в свой адрес, боятся оценки окружающих. Они заведомо начинают защищаться, конфликтуя и агрессируя. Тем самым усложняют отношения с близкими и учителями. 
- Однако в то же время подростки уже чувствуют себя взрослыми.
- Действительно, ведущее новообразование у подростка - чувство взрослости. Они уже не дети, но и не взрослые. Ответственности пока мало, свободу и самостоятельность не дают, единственное, что они могут, чтоб почувствовать себя взрослым, - это грубость и действия наперекор. Тем самым они выходят из опеки родителей, их контроля, отрицают все семейные ценности и правила. У них появляются другие авторитеты. 
- Что же делать родителям: как помочь себе и своему тинэйджеру? 
- Самое главное, не принимайте грубость на свой счет. Конечно, не нужно молчать, но и не стоит обижаться и остро реагировать. Необходимо оставаться во взрослой позиции. А если понимать, что это физио­логия подростка и к вам это не имеет отношение, сможете спокойно говорить: «Я тебя хорошо слышу, говори, пожалуйста, тише», «Мне неприятно, когда ругаются в моем доме, скажи, пожалуйста, по-другому». То есть давать реакцию, но спокойно, без обиды и в технике «Я высказывания». Не навязывайте собственное мнение, но всегда предлагайте свою помощь, с регулярной периодичностью говорите фразу: «Что бы ни случилось, мы всегда поможем, мы рядом». Создавайте доверие с подростком, не критикуйте его и его друзей, тем более не высмеивайте и не шутите по воду его внешности, стиля и неудач. Сами никогда не обманывайте своих детей! 
- То есть доверять подростку, как почти взрослому человеку можно? 
- Во многом да. Информируйте, что происходит с вашим сыном и дочерью с точки зрения физиологии. Они очень тревожатся, что с ними что-то не так. Часто понимают, что ведут себя не­адекватно, но почему, не могут объяснить. Оказывайте эмоциональную поддержку: «Я понимаю, что с тобой происходит». Сами же не спрашивайте: «Что с тобой?». 
Давайте зоны свободы. Например, регулярно давайте карманные деньги, трата которых будет не под вашим контролем (! если вы требуете чеки, это уже не карманные деньги). Отпускайте гулять, на вечеринки, ставя разумные рамки. 
- Какие еще советы помогут родителям обрести общий язык с подростком?
- Помогайте найти дело по душе, где ваш тинэйджер будет чувствовать себя успешным и где он будет занят все свое свободное время. Также в среде по интересам меньше присутствуют глупостей (по статистике, подростки-спорт­смены значительно меньше увлекаются вейпами и другого рода зависимостями). Будьте в курсе, что происходит в школе, какие отношения у вашего ребенка с учителями. Ходите на собрания, помогайте найти нужную литературу и информацию. Всячески демонстрируйте, как важна школа и познание в целом. Не забывайте хвалить любые успехи в учебной деятельности. 
Пусть ваш подросток всегда говорит и точно это знает, что вы – родитель и друг одновременно!

ПЯТЬ ФРАЗ, КОТОРЫЕ НАДО...

заучить родителю: 

«Что бы ни случилось, я всегда буду на твоей стороне, потому что я твой папа/твоя мама».
«Я всегда и в любой ситуации люблю тебя и постараюсь тебя понять» / «я очень рада, что ты мне рассказал про это, ты всегда можешь рассчитывать, что я тебя выслушаю и, если захочешь, дам совет». 
«Я уверена, что у тебя все получится, я верю в тебя». 
«Я тебе верю/я хочу тебе доверять». 
«Я горжусь тобой/я очень доволен тобой/мне нравится в тебе...»
забыть родителю: 
«Когда я была в твоем возрасте…» (не читайте проповеди!).
«Где ты был?» (не устраивайте допрос, все равно не ответит!). 
«На кого ты похож?» (не критикуйте!). 
«Это самая большая глупость, какую я когда-либо слышал» (не делайте унизительных замечаний!).
«Из тебя не выйдет толку» (не давайте негативных установок, не подрывайте самооценку!).
Главный принцип общения с подростком: «Не подходи слишком близко, 
не отходи слишком далеко, будь рядом, чтобы я мог протянуть к тебе руку!».
Елена Скрынник

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0