На кончиках пальцев


По просьбам наших читателей мы продолжаем беседу с учителем-логопедом Анной Кутьковой.

В сегодняшнем выпуске Анна Александровна расскажет о пальчиковой гимнастике и ее связью с развитием речи ребенка.
 – «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», – говорил еще педагог Василий Сухомлинский. 
Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно – от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. 
Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материа­ле. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка, и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. 
Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Используя пальчиковые игры, необходимо придерживаться двух принципов обучения – это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во-первых, пальчиковые игры могут дать пищу для ума; во-вторых, они всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, выполняя самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы, бабушки и дедушки, а также все специалисты, работающие с детьми, незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Ежедневно вводя в развитие детей пальчиковые игры, практика показала, что темп умственного развития детей может возрасти. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи. 
Пальчиковые игры разно­образны по содержанию. Поэтому их можно разделить на группы по их назначению: игры-манипуляции («Ладушки», «Сорока – белобока» и др.), сюжетные пальчиковые упражнения («Пальчики здороваются», «Цветы» и т.д.), пальчиковые кинезиологические упражнения («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь» и др.), пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук и театр в руке («Бабочка», «Сказка», «Осьминожки»). Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
В результате систематических занятий дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения. Все представленные методы, предложенный игровой материал могут быть использованы не только во время проведения занятий, но и в свободной игровой деятельности вне занятий.
Елена СКРЫННИК

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 2

Марина
Марина 5 июля 2020 12:52
Анна Александровна необычный и интересный педагог. И помогая детям она в первую очередь помогает нам родителям, потому что ты не всегда можешь видеть в своем ребенке проблемы его потенциал. И ее помощь которую она нам давала, ребенок действительно стал другой, я 
 благодарна за её труд. Мы пожелаем ей только самого лучшего, пусть её опыт только растет, а деток которым она может помочь только прибавляется. 
Динара
Динара 5 июля 2020 22:06
Очень интересный материал. Я, как мама ребёнка с особыми образовательными потребностями, согласна абсолютно с каждым словом.  Ресурсы отдельного организма индивидуальны, его сенсорные способности обладают колоссальным спектром возможностей. Одним из самых доступных способов как для родителей, так и для педагогов, является пальчиковая гимнастика. Это один из многих других современных методов обучения и развития, которые использует Анна Александровна на своих занятиях. "Микс" из множества упражнений, постоянный поиск новых методик, упорный труд, а главное, вера в ребёнка - вот залог успеха нашего замечательного логопеда!