Учитель-логопед Анна Кутькова рассказала, как интересно, весело и с удовольствием развить артикуляционно-речевой аппарат ребенка.
- Анна Александровна, детей с нарушением речи становится все больше. С чем это может быть связано?
- Самая важная причина - это здоровье. Перенесенные ребенком, а также матерью во время беременности инфекционные заболевания, родовые травмы, ушибы и удары головы ребенка в первые годы жизни и так далее могут привести к проблемам с речью. Так, подвывих шейных позвонков у детей чаще всего приводит к дизартрии - нарушениям произношения, которые связаны с ограничением подвижности органов речи. Если родители выполняют рекомендации врачей, то серьезных последствий с речью (а значит, и с развитием ребенка в целом) удается избежать.
- Когда родителям стоит начинать беспокоиться по поводу речи?
- Обращаются к логопеду по разным причинам. Помимо борьбы за чистоту речи, специалист занимается ее связностью, грамматическим строем, развивает фонематический слух и артикуляционный аппарат, помогает детям с дислексией и дисграфией и «запускает речь» у неговорящих детей. То, с какого возраста нужен логопед ребенку, зависит от конкретной проблемы.
Основной повод для беспокойства - отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов, в первую очередь, осмотр невролога.
- В каком возрасте можно начать заниматься с логопедом?
- Благоприятный период для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда родители должны интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи.
- Сколько занятий может потребоваться для того, чтобы добиться хорошего результата?
- От одного занятия до одного года и даже больше. В зависимости от степени нарушения и структуры дефекта. В том числе родители должны быть активными участниками коррекционного процесса: выполнять все задания логопеда, желательно присутствовать, хотя бы периодически, на занятиях, чтобы видеть образец выполнения упражнения, интересоваться успехами ребенка.
- Какую роль играют родители в формировании правильного произношения у ребенка?
- Вспомните наше детство. Оно прекрасно тем, что у нас было множество игр (тот же «Царь горы»), где мы боролись, толкались, тесно контактировали друг с другом. Тем самым дети учатся определять границы своего тела. Сейчас дети мало гуляют, занимаются физическими упражнениями, элементарно не ходят по лужам. А это все сенсорное обогащение. Поэтому важная функция родителей – вовлекать детей в простые бытовые процессы. Мелкая моторика будет развиваться, когда вы будете вместе резать овощи на салат, лепить пельмени. Во время разборки холодильника спрашивайте ребенка: «Это что такое? А какого оно цвета? Какого вкуса?». С детьми надо жить, а не заниматься.
- Что такое артикуляционная гимнастика, насколько она полезна?
- Это подготовительный этап перед постановкой звуков. Выполняется гимнастика для того, чтобы сформировать четкие, плавные движения речевых органов, которые требуются для правильного звукопроизношения. Только благодаря достаточной подвижности органов речи можно добиться четкого и красивого произношения звуков.
- Вы в своей работе задействуете сенсорный поднос. Для чего он?
- Он подбирается в соответствии с тематикой комплекса. Целесообразно включать, помимо традиционных зрительного, слухового, тактильного, также обонятельный и вкусовой анализаторы. Это тоже будет способствовать возникновению устойчивых ассоциативных связей в головном мозге. Дополнительные действия во время занятий (попробовать на вкус, облизнуть, угадать по запаху) наполняют занятия эмоциональной экспрессией, делают их более точными и полными. В процессе развития обоняния и вкуса создается благоприятная почва для усвоения анатомических качественных прилагательных: приятный-неприятный, острый-кислый- сладкий-горький-соленый, свежий и др.
Полезные упражнения
«Держи крепче»
Удерживать палочку (соломку, макаронину, сушку) на языке, языком на губе, между губой и носом.
«Сладкий футбол»
Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, фундук, круглую карамельку и пр.
«Вкусное варенье»
Облизывать кончиком языка варенье, мед, сгущенку, апельсин (другой продукт, который не противопоказан ребенку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря.
«Красивое печенье».
Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.
«Кто дальше?»
Сплевывание с кончика языка изюма, гвоздики, произнося слоги «та-па», «па-ба».
«Чашечка»
Просим ребенка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в «чашечку» изюм, удерживать 5-8 секунд. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать ее.
«Соломинка и сушка»
Продеть сушку в соломинку. Сначала прокатывать сушку по горизонтально расположенной между руками соломинке языком влево-вправо, затем по вертикально расположенной – вверх, преодолевая сопротивление, удерживая вверху 10-15 секунд. Повторить до 10 раз.
«Сладкая зарядка»
Выполняется с чупа-чупсом. Сожмите чупа-чупс губами и удерживайте 5-10 секунд. Удерживая карамельку губами, подвигайте палочкой сначала сверху вниз, затем из стороны в сторону. Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте «чашечку» и положите в нее чупа-чупс. Удерживайте леденец только языком. Повторяйте 5-10 раз.
Комментариев 0