ОТКРЫТОЕ НЕБО Григория Павлюкова

Наш первый выезд – в Верхнюю Пышму. Там мы побывали в начале июня, чтобы встретиться с нашим первым героем – начальником экскурсионного отдела Музейного комплекса УГМК Григорием Павлюковым.

От Урала до Испании

Отправиться в Верхнюю Пышму, значит, окунуться не столько в военно-технические детали, сколько в человеческие судьбы. Неслучайно, показывая на самолеты, вставшие на вечный прикол у входа в павильон «Крылья Победы» («СБ» и Пе-2), первым делом Григорий Павлюков «заглядывает» куда-то высоко-высоко, в небо. Именно там когда-то в «40-е роковые» сплетались в смертельном пике героизм и трагедия: 
- Душа самолета - в его конструкторе. Здесь - душа Владимира Мясищева. Здесь – Владимира Петрякова, создавшего знаменитый ­Пе-2, «Пешку» из фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика». Но сам конструктор в ­42-м году погиб на своем же самолете под Москвой. Он остался со своим детищем навсегда…

 С утра до вечера

Это утро начальника экскурсионного отдела Григория Павлюкова началось как обычно – встречи с коллективом и распределения задач. Далее - экскурсия для «Юнармии» (40 человек). Кружка черного чая без сахара – и вновь за работу: 
- У меня есть кабинет, компьютер, когда я сижу. Но главное - мои ноги, потому что комплекс большой. Люди приезжают из разных областей. И наш координатор из четырех музеев выстраивает для них систему посещения с организацией питания, кинотеатра, с интерактивной площадкой на ретроавтомобилях и т. д.

От китайского до хорватского

К слову, в этом музее говорят на многих языках мира: 
- У меня в университете специализация была по Югославии. Поэтому я неоднократно водил экскурсии на сербском и хорватском языках. 
Но для гостей есть и аудиогид. Он – на самых популярных языках мира: английский, китайский. Впрочем, и без иностранных слов понятно, почему музейный комплекс в Верхней Пышме – это размах. Русский. От всей души. И вширь, и вверх. Его площадь достигает примерно 100 тысяч (!) квадратных метров. И здесь, как грибы, растут новые павильоны. За восемь лет их уже четыре: музей авиации «Крылья Победы», музей автомобильной техники, музей военной техники и музей «Парадный расчет».

От Свердловской области до Кировской

Всего три недели назад открылся павильон «Крылья Победы». Забот у Павлюкова прибавилось. Но к назначенной (на 12:00) экскурсии с корреспондентом «Стали» Григорий был готов «как пионер». Захватывающий полет-рассказ он начал с броского сталинского «ампира» здания: 
- По архитектурным меркам - это неоклассицизм. После Второй мировой войны он олицетворял мощь и нерушимость советского государства. Слева и справа, как видите, две скульптуры летчиков. Это дважды Герои Советского Союза Григорий Речкалов и Михаил Одинцов. Один - из Свердловской области, другой - из Кировской. Таких у нас всего в стране 154 человека.

От «Каталины» до «Митчелла»

Внутри павильона – комфорт. Это и удобные обзорные площадки. И стеклянный лифт. Поднимаешься - все экспозиции как на ладони. Здесь более 50 экспонатов. Из них 40 - небесные машины. Каждая, по словам Григория, символичное крыло Победы: 
- Это самолеты победы. На одном из американских «Дугласов» Сталина везли в Тегеран-43. Бомбардировщики «Митчелл» использовались при штурме Зееловских высот. А подобный гидросамолет «Каталина» доставил генерала Деревянко на линкор «Миссури», где подписывался документ о капитуляции Японии.
Американский бомбардировщик «Митчелл».
Самолет, на котором летал летчик А. К. Серов.
Самолет, на котором летал летчик А. И. Покрышкин.

От Серова до Коккинаки

Каждый посетитель «Крыльев Победы» словно открывает близкую для себя «страничку». Поднимаясь на верхний уровень новенького с иголочки павильона, сквозь прозрачное стекло лифта мы мгновенно, с помощью экскурсовода, попадаем в 30-е годы прошлого века. Гражданская вой­на на Пиренейском полуострове. Биплан И-15: 
- На таком же летчик Анатолий Серов воевал в Испании. Эти небольшие бипланчики настолько юркие и маневренные, что в 1935 году на нем летчик Владимир Коккинаки взял рекорд высоты – 14,5 км. Испанцы называли их «курносыми». Эти деревянные самолеты с тканевой обшивкой достойно выдержали и самый тяжелый период начала Великой Отечественной войны.

От ужаса до любви

Раскрывая новые и новые фронтовые тайны, Григорий Павлюков фактически открывает для нас небо. И в нем к звукам пикирующих к земле бомбардировщиков примешивалось чувство ужаса: 
- Это Ил-2. Самый массовый боевой самолет в мировой истории. Всего их выпустили 36 тысяч. Немцы называли его «Черная смерть». Он уничтожал технику, вел по пехоте огонь, был символом ужаса для Германии. 
Ил-2, к слову, это «летающий танк» Великой Отечественной. Вес - 6 тонн, из которых одна – это броневые капсулы. Стоящий тут же недалеко другой самолет – американская «Кобра» - полегче. Но, как говорит экскурсовод, это была самая любимая воздушная машина самых известных пилотов Советского Союза. 

От Кавказа до Дубая

Уже заканчивая экскурсию, Григорий подводит нас к авиасимулятору. Наверное, для каждого экскурсанта – это что вишенка на торте. Прикоснуться к железным крыльям Победы, а потом «взмыть» на них под небеса, что может быть лучше?! 
- А здесь под руководством опытного летчика на симуляторе вы можете пролететь над Персидским заливом, над Кавказом. Просто надеваются очки. И куда вы не повернете, сидя в кресле самолета или вертолета, все увидите. 
Вот и мы, взмыв в небеса, заглянули в доселе неведомые нам высоты познания военной техники. Правда, управившись с экспозицией за час, мы все-таки отправились делиться впечатлениями домой, в Серов. А вот Григория Павлюкова, начальника экскурсионного отдела, ждала очередная экскурсия в павильон «Крылья Победы». Очередная попытка открыть небо для всех, кто очень хочет туда «взлететь»...
Сергей Механошин

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0