Любовь и «Волга»

«Луч света»

«Гроза», которую на серовской сцене воплотил в жизнь режиссер-постановщик Александр Сысоев, именно та пьеса, которую после первого просмотра хочется прочитать, а затем прийти еще раз, пересмотреть и переосмыслить. В школе нас учили видеть в «Грозе» «борьбу страсти и долга», «старого и нового», а главная героиня Катерина была «лучом света в темном царстве». В исполнении чеховцев на сцене разворачивается драма – житейская, но от того не менее, а может быть, и более пронзительная. Образы, типажи «Грозы» живы и здравствуют и по сей день. Потому что они – без времени. И, в общем-то, неважно, какой на дворе строй. В пьесе у Александра Островского дело происходило в 1859 году – за два года до отмены крепостного права. Поэтому его современники и пытались увидеть за строчками «Грозы» революционные мотивы и позывы. Но нынче 20-е годы XXI века, а «Гроза» снова в повестке дня. 
Сюжет пьесы укладывается в нескольких строчках. В маленький город Калинов, что на реке Волге, в гости к купцу Дикому приезжает племянник Борис. А у купчихи Кабанихи есть сын Тихон, женившийся на главной героине Катерине. Так случается, что Тихон уезжает из Калинова на две недели, и в это время между Борисом и Катериной вспыхивает любовная связь. Терзае­мая душевными муками Катерина признается в ней приехавшему мужу, а затем кончает с собой, прыгая с обрыва в Волгу. 

В омут страсти 

Смотря на происходящее действие, не раз задаешься вопросами, а кто ты в этой пьесе. И как бы поступил на месте героев, оказавшихся в непростой жизненной ситуации. Понятны мотивы всех персонажей. В то время (в середине XIX века) девушек выдавали замуж без их ведома – стерпится-слюбится. А вот в «Грозе» не стерпелось и не слюбилось. Муж Катерины Тихон оказался очень зависимым от властной матери, находя утешение в пристрастии к алкоголю. Так ведь проще – сбежать от реальности с помощью выпивки, не нужно ничего решать… В общем, Катерина даже не скрывает, что ласки мужа ей даже более постылы, чем побои. И тут появляется Борис, разбудивший в Катерине женщину (в омут страсти – с головою…). Ясно, что дело-то ничем хорошим не закончится. Но когда мы сами попадаем в такой водоворот событий (не дай Бог, конечно…), то где будет наша голова, наш разум? Явно не на первом месте. На первом месте – страсть. А дальше – будь что будет… 

Гроза 

После измены у Катерины в общем-то не было особого выбора – либо молчать, делая вид, что ничего не произошло, либо признаться, как на духу свекрови и мужу – было, каюсь… Катерина выбрала второй вариант, и небо стало в овчинку – свекровь поедом ест, муж пуще прежнего пьет. Развестись? В то время это было под запретом. Да и куда потом идти? В родительский дом отступления нет – не примут. В монастырь? На улицу?
Сегодня, по идее, таких ситуаций произойти не может. Насильно и без ведома девушек никто замуж не выдает. И идти после развода вроде бы есть куда. Общество вполне себе нормально смотрит на разведенных женщин, не считая это грехом. Параллели напрашиваются сами собой. Так какое общество можно назвать более здоровым, справедливым? То, в середине XIX века, когда однажды согрешившая молодая женщина не находила себе место и в итоге решившаяся на отчаянный поступок. Или сегодняшнее, когда измены и разводы – это в порядке вещей. Тогда гроза громыхнула в душе Катерины, сейчас грохочет над всем нашим обществом. Осуждаем притеснителей главной героини пьесы в лице Кабанихи и Тихона и не видим, что у самих все не по-человечески.  

Танцы под «Раммштайн»

Пересмотреть «Грозу» в исполнении чеховцев стоит и ради великолепной актерской игры. Стопроцентное попадание (на мой взгляд) в образ Тихона Ивана Долгих, Бориса – Евгения Вяткина. С начала и до конца веришь Александре Незлученко, сыгравшей Катерину. Приятно удивили меня новые лица в серовской драме – Никита Демидов в роли изобретателя Кулигина, Софья Белова в роли сестры Тихона Варвары. 
Очень мощный в спектакле визуальный ряд – много символов с подтекстами. Взять хотя бы показывающие разное время с дюжину остановившихся настенных часов (как образ того, что действие может произойти когда угодно, оно вне времени). И, конечно, главная фишка «Грозы» по-серовски – вместо Волги – реки, у которой происходит действо постановки, на сцену… выкатывается автомобиль «Волга». На нем приезжает соблазнитель-нарушитель спокойствия сонного городка Калинов Борис, на нем Катерина катается вместе с Борисом, и на нем разбивается на смерть в финале. 
Интересен и музыкальный ряд – действие «Грозы» начинается с песни Жанны Бичевской «По Муромской дорожке…». В первом отделении парни и девчата отплясывают на провинциальной дискотеке в Калинове под танцевальную версию песни группы «Раммштайн», а во втором отделении рефреном звучит мелодия из песни «Одинокая гармонь». 

Пища для ума

«Гроза» по-серовски – это несомненный успех. Сплав отличной актерской игры, великолепного аудиовизуального ряда и большая пища для ума – есть о чем подумать, поразмыслить. Поэтому обязательно найдите время и сходите на «Грозу» - ее будут показывать 12 и 13 апреля. И я немножко завидую тем, у кого просмотр бессмертной постановки по пьесе Александра Островского еще впереди.
Михаил Орловский

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0