Тюбетейка - дело тонкое!

Архивариус технического архива проектного отдела Надеждинского металлургического завода Маулия Файзулина проводит мастер-классы по украшению татарских головных уборов.

Название тюбетейка произошло от тюркского слова «тюбе», что обозначает «вершина». 
Тюбетейка представляет собой небольшую, расшитую узорами шапочку. Первые упоминания о существовании тюбетеек можно найти еще в глубокой древности. Они встречаются в настенной живописи, в скульптуре, терракотовых статуэтках, в восточной миниатюре XV-XVI веков. Есть мнение, что в Азии тюбетейки появились задолго до возникновения там Ислама.
Внешний вид тюбетеек сильно менялся в зависимости от статуса хозяина. Они могли быть изготовлены из дорогих тканей и украшены золотошвейными нитями. Можно было легко определить социальную принадлежность носителя. Тогда говорили: «Одень свой тубэтэй, и я пойму, откуда ты, твое благосостояние, празднуешь ты или горюешь».

Все мы ходим по одной дороге

Маулия в переводе с татарского - «хозяйка». Такое красивое имя ей дали родители – папа Гаделша и мама Асия. В семье Ахметшиных было восемь детей – пять мальчиков и три девочки, поэтому мама не работала, занималась их воспитанием. А папа трудился в тресте «Стальстрой», дослужился там до главного энергетика. Дома все разговаривали на татарском языке, поэтому у Маулии возникли в школе трудности с русским языком, да и в окружении не было татар. Она чувствовала себя чужаком, одноклассники ее частенько дразнили. Мудрая мама спокойно утешала: «Не плачь, доченька, не обижайся на них, все мы люди – русские, татары, все по одним дорогам ходим, под одним солнцем живем!». 
Дома мама всегда была в беленьком платочке, а когда приходило время молитвы, перевязывала его так, чтобы не были видны волосы: «Волосы женщины может видеть только муж!». А папа, 1907 года рождения, был убежденным коммунистом, до конца своих дней (он умер в 2002 году в возрасте 95 лет!) платил партийные взносы. При этом, вернувшись с работы, он дома всегда надевал тюбетейку (одна была повседневная, а вторая – нарядная, на праздники). Кстати, все национальные татарские праздники в семье Ахметшиных отмечали, но не афишировали это – время было такое. Да и детей родители старались воспитывать в советских традициях, чтобы им было легче жить.
Если бы родители Мау­лии были живы, то у них сегодня было бы 16 внуков, 23 правнука и 10 праправнуков! Маулия Гаделшаевна составляет свою родословную и бережно относится к традициям татарского народа.

«Ак калфак»

Учеба, работа, семья – жизненная суета закрутила Маулию, теперь уже Файзулину. И лишь когда уже свои дети – дочь Танзиля и сыновья Рустам и Ильдар – выросли, нашлось время для занятий в серовском центре татарской и башкирской культуры «Чулпан» (руководит которым сегодня Розалия Габдрахимовна Синцова). Сначала Маулия ходила на концерты и национальные праздники в качестве зрителя, а потом потихоньку стала и сама на сцене петь, читать стихи на родном татарском языке. 
Уже более пяти лет на базе центра «Чулпан» работает клуб «Ак калфак» («Белый колпак»). Его возглавляет Рамзия Рафхатовна Гаязетдинова. На занятиях этого клуба проводятся мастер-классы по вязанию, вышиванию, шитью, а также по украшению женских головных уборов. Маулия Гаделшаевна с радостью помогает проводить их. Особенно ей интересны традиции украшения женских головных уборов.
Тюбетейка (тубэтэй) - этот головной убор стал для татар таким же национальным атрибутом, как чак-чак. Можно разделить татарские тюбетейки на мужские и женские. Женские носят имя «калфак».
- Калфаки бывают разных размеров, цветов и форм, - рассказывает Мау­лия. - Когда мы выступаем на праздниках и конкурсах, стараемся подбирать калфак в тон платья. Украшаем головные уборы на свой вкус – жемчугом, бисером, тесьмой, блестками. Используем фотографии из Интернета и иллюстрации из специальной книги татарских орнаментов. Калфак бывает круглый, как мужская тюбетейка, и конусообразной формы. Нам в центр «Чулпан» привозят в подарок калфаки гости из других городов. Вот, например, темный, самый роскошный – из Казани, а вот белый с серебристыми цветами – из города Советского Тюменской области. А вот этот калфак – из села Аракаево Нижне-Сергинского района Свердловской области.

Мини-шапочка

Для проведения мастер-классов Маулия и ее соратницы изготавливают маленькие заготовки – белые бархатные шапочки. Девочки и женщины на мастер-классах с удовольствием украшают их разными самоклеящимися стразами и бусинами. Оказывается, такие мини-калфаки подходят не только куклам. Сейчас новая мода – носить именно маленькие головные уборы. Кто-то приклеивает их на ободок, кто-то прикрепляет к волосам невидимками. Конечно, потанцевать в такой шапочке не удастся, но сходить в театр или на концерт – пожалуйста! Особенно если она еще и украшена вуалью, как изысканная шляпка модницы.
- Женщины-ведущие праздников и концертов на татарском телеканале ТНВ часто появляются в таких маленьких калфаках, - говорит Маулия.
Майя Тарасова

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0