Двигатель из бисера
На этот раз в объективе – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования испытательной станции участка по ремонту электрических машин электрического цеха Елена Ларичева.
Душа
Игла и нитки. В свое кропотливо-сезонное увлечение по созданию картин из бисера Елена Ларичева вкладывает душу:– Сейчас – сад. Пока – перерыв. А зимой вечером сяду и вышиваю: иконы, животных. Из последнего – букет цветов.
– А смогли бы из бисера вышить электродвигатель?
– Если будет нарисован, почему нет?!
Чувства
Гаечные ключи и мегаомметр (прибор, предназначенный для измерения сопротивления изоляции). На своем рабочем месте – испытательной станции – Елена Иосифовна трудится уже 37 лет. В ее обязанностях – приемка и выпуск заводских электромашин. И здесь ей надо уже «включать» не душу, а голову. Хотя чувства – далеко не последний критерий профессионализма электромонтера:– Ну вот, например, даже когда испытываю двигатель. Выключила. Потом подхожу и чувствую тепло от него идет. Значит, где-то внутри что-то греется. Начинаешь его щупать-трогать. Раз, вот, пожалуйста, болт нагрелся. Соответственно, соединение слабое. Прожмешь. Прочистишь. На новый поменяешь.
– То есть вы относитесь к металлическим электродвигателям не равнодушно, а тепло, почти как к живым?
– Может быть! – смеется заводчанка.
Послушание
Также тепло наша героиня относится и к практикантам:– Ой, сколько их было?! В основном приходят девочки из Серовского металлургического техникума. Их там, как всегда, в группе электриков немного: одна-две-три. И на практику присылают к нам.
Педагогический принцип Ларичевой в чем-то сродни ее увлечению:
– С чего начинается вышивка бисером? Во-первых, надо прочитать, как что делать. Так и тут. Они первыми делом изучают технологическую инструкцию. А потом потихонечку начинаешь показывать. Самое важное, чтобы практикант слушал, что я ему говорю. А не просто в одно ухо влетело – а в другое вылетело...
– Словом, обучать будущих заводчан надо так же кропотливо и поступательно, как и проводить входной контроль электродвигателей?
– Да! – улыбается Елена.
История
Маленькие электродвигатели – весом от сотен граммов. Большие – до 3 тонн. По словам заводчанки, тяжеленные электромашины испытывать проще:– Маленький современный двигатель – там же всякая электроника. И по виду обмотки они другие.
Впрочем, главное в испытаниях все равно не вес, цвет или «начинка» подопечного, а высококачественная приемка:
– На каждый двигатель есть своя ремонтная карта. Вся история болезни, так скажем.
– То есть электродвигатели для вас – что «пациенты», которые одинаково требуют ухода?
– Да, – улыбается электромонтер и добавляет, показывая рукой на испытательное поле, где ее дожидается очередной «пациент», старенький двигатель мощностью 60 кВт: – Вот этот для крупносортного цеха. Сейчас мне предстоят его испытания на холостом ходу. 30 минут крутить и потом прозвонить мегаомметром, проверить сопротивление изоляции.
Хэппи-энд
Пульт и испытательное поле. Фактически у нашей героини – два рабочих места. Одно – за стеклом. Это пульт с амперметрами и вольтметрами:– С них мы снимаем показания тока, напряжения. А за стеклом, – показывает, – испытательное поле. Там у нас двигатели, которые к нам привозят со всего завода на ремонт. Их слесари предварительно разбирают. А мы потом производим их «дефектовку». И если все хорошо – двигатель едет дальше на сборку, на покраску и в цех, откуда он пришел.
Сергей Механошин
Комментариев 0