МАШИНКА НА ЛАДОШКЕ

Справка

Выставка моделей автомобилей «Колеса 1:43» коллекционера Дмит­рия Колыхалова в Серовском историческом музее будет работать до 5 марта, по субботам экскурсии проводит лично сам коллекционер.

Ну какой мальчишка и даже девчонка не играл в детстве в машинки! Дмит­рий Колыхалов занимается этим до сих пор и в свои 50 лет! И не только играет, но и собирает, красит, ремонтирует масштабные модели различного транспорта. 

Про себя Дмитрий Михайлович говорит: «Я мультибрендовый коллекционер, у меня нет одного направления». В его коллекции более 800 экземпляров (автомобили, троллейбусы, автобусы, танки, самолеты, мотоциклы, трактора, военные бульдозеры). В Серовском историческом музее на выставке «Колеса 1:43» представлена примерно четверть – 210 штук (название выставки связано с тем, что самым распространенным является масштаб 1:43).
Колыхаловские машинки уже неоднократно выставлялись в музеях Серова, Верхотурья, Североуральска, Карпинска, Краснотурьинска, Лесного, Лобвы. У нас в городе они демонстрируются в историческом музее до 5 марта, по субботам экскурсии проводит лично сам коллекционер. Мы побывали на одной такой экскурсии и пообщались с ним.


Детская мечта

– Дмитрий Михайлович, с чего все началось?
– Мне было, наверное, 5-7 лет (я еще в школу не ходил), когда мама привезла мне первую машинку из Свердловска. «Москвич-407» светло-коричневый, у него открывались передние двери и багажник, в котором лежала «запаска». Просто супер по тем временам! Машинка была металлическая. Той модели, к сожалению, не сохранилось. На выставке представлена «Волга», машинка скорой помощи – тоже советской поры – пожелтела уже. 
– Машинки – это детская мечта стать водителем?
– Хотя и водителей не было в родне, но мечта была детская – сесть за руль. Она воплотилась в 16 лет, в 1987 году я получил права на мотоцикл. Сейчас более 30 лет водительского стажа.
– За рулем каких машин, представленных на выставке, сами сидели?
– На «Газеле» я работал на маршрутке № 3. На грузовике ­БелАЗ – около 7 лет на Серовском никелевом руднике. На легковушке езжу последние 15 лет – «Волга», «Рено», водителем в Верхотурском музее-заповеднике. 
– А на какой бы мечтали порулить?
– Да сейчас я уже не сильно мечтаю. Потому что садишься в машину – какая есть, на той и едешь. У меня проблем-то нет на чем ездить! Практически всех категорий имею права. Раньше и ремонтировал автомобили сам. 



А глаза – горят

– Ваши дети как относятся к вашей коллекции?
– Сыновья уже взрослые. Но даже в детстве они спокойно относились к папиному увлечению. В семье хватило одного фанатика. Это для меня дело всей жизни. До 50 лет дожил – а глаза горят при виде какой-то машины, какую я хочу собрать.
– Самая дорогая для вас модель?
– На этапе создания всякая модель дорогая. Теперь в интернет-магазинах покупаю ломанные машины, их восстанавливаю. Дешевле выходит. Иначе это очень дорогое удовольствие! Сейчас журнальные серии представлены – автолегенды. Раньше стоили 250 руб­лей, ныне 800, а то и 1 000 руб­лей. В месяц – 2 штуки. Коробка приходит с деталями, собирается как конструктор. Некоторые модели и месяц собираю, сам крашу.
– Где хранятся машинки, как вы их транспортируете?
– Обычно они хранятся дома, в коробках. Часть военной коллекции скоро отправится по месту моей работы в Верхотурье – там экспозиция будет к 23 февраля. Когда еду на выставку, перекладываю туалетной бумагой, пленкой с пупырышками.



Машины-герои

– Если кто помнит, было такое выражение «тупой как ГРЭСовский автобус», у вас в коллекции есть такой автобус?
– Да, вот – желто-красный автобус ЛиАЗ-677 – легенда наша. Дело в том, что раньше все автобусы в городе были с носиком ПАЗ-651, а на маршрут № 4 первый запустили современный автобус – «тупой», без носика.
– В вашей коллекции имеется и олимпийский транспорт?
– Да, когда в Москве в 1980 году была Олимпиада, выпускался особый транспорт. Эта машина – сопровождение олимпийского огня. Огонь везли в олимпийском рафике, а впереди шла «Волга» милицейская олимпийской раскраски и сопровождала его. А вот олимпийский коневоз – для конных соревнований везли сено, коневодов и лошадей.
– А есть машины-герои кино? 
– Вот, например, ­ЗИС-8, зеленый автобус по прозвищу «Фердинанд» из фильма «Место встречи изменить нельзя», легендарный микроавтобус «Старт» из фильма «Кавказская пленница». Грузовик МАЗ-516 из кинофильма «Мировой парень».
– Расскажите еще о самых необычных экспонатах.
– Есть необычная пожарная машина. На нее ставили списанный реактивный двигатель от военного самолета МИГ-15, туда закачивали пену, которой можно гасить большим потоком нефтесодержащие продукты. 
Вот грузовик времен Великой Отечественной вой­ны – зеленый, с большой будкой – это операционная машина, в которой можно было в полевых условиях совершать простейшие операции.
Уникальный грузовик КАЗ–608 «Колхида» изготовлен на Кутаисском автомобильном заводе – город Кутаиси в Грузии, которая раньше входила в состав СССР. Сейчас этого завода уже нет.
– Общаетесь ли вы с другими коллекционерами?
– Коллекционеры – народ закрытый, тихо, как Кощей Бессмертный, чахнут над богатством. А я, что, на свои машинки смотреть буду – пусть хоть дети на выставке посмотрят, от компьютера оторвутся. Я на экскурсиях стараюсь заинтересовать подрастающее поколение, советую: если вы, ребята, хотите вживую интересные старые машины посмотреть, езжайте в музей Верхней Пышмы, там очень много техники, и военная, и самолеты. Все в натуральную величину. В Интернете можно посмотреть московский Музей ГОНа – Гараж особого назначения.
Майя Тарасова

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0