ОТКРЫТОЕ НЕБО Григория Павлюкова
Наш первый выезд – в Верхнюю Пышму. Там мы побывали в начале июня, чтобы встретиться с нашим первым героем – начальником экскурсионного отдела Музейного комплекса УГМК Григорием Павлюковым.
От Урала до Испании
Отправиться в Верхнюю Пышму, значит, окунуться не столько в военно-технические детали, сколько в человеческие судьбы. Неслучайно, показывая на самолеты, вставшие на вечный прикол у входа в павильон «Крылья Победы» («СБ» и Пе-2), первым делом Григорий Павлюков «заглядывает» куда-то высоко-высоко, в небо. Именно там когда-то в «40-е роковые» сплетались в смертельном пике героизм и трагедия:- Душа самолета - в его конструкторе. Здесь - душа Владимира Мясищева. Здесь – Владимира Петрякова, создавшего знаменитый Пе-2, «Пешку» из фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика». Но сам конструктор в 42-м году погиб на своем же самолете под Москвой. Он остался со своим детищем навсегда…
С утра до вечера
Это утро начальника экскурсионного отдела Григория Павлюкова началось как обычно – встречи с коллективом и распределения задач. Далее - экскурсия для «Юнармии» (40 человек). Кружка черного чая без сахара – и вновь за работу:- У меня есть кабинет, компьютер, когда я сижу. Но главное - мои ноги, потому что комплекс большой. Люди приезжают из разных областей. И наш координатор из четырех музеев выстраивает для них систему посещения с организацией питания, кинотеатра, с интерактивной площадкой на ретроавтомобилях и т. д.
От китайского до хорватского
К слову, в этом музее говорят на многих языках мира:- У меня в университете специализация была по Югославии. Поэтому я неоднократно водил экскурсии на сербском и хорватском языках.
Но для гостей есть и аудиогид. Он – на самых популярных языках мира: английский, китайский. Впрочем, и без иностранных слов понятно, почему музейный комплекс в Верхней Пышме – это размах. Русский. От всей души. И вширь, и вверх. Его площадь достигает примерно 100 тысяч (!) квадратных метров. И здесь, как грибы, растут новые павильоны. За восемь лет их уже четыре: музей авиации «Крылья Победы», музей автомобильной техники, музей военной техники и музей «Парадный расчет».
От Свердловской области до Кировской
Всего три недели назад открылся павильон «Крылья Победы». Забот у Павлюкова прибавилось. Но к назначенной (на 12:00) экскурсии с корреспондентом «Стали» Григорий был готов «как пионер». Захватывающий полет-рассказ он начал с броского сталинского «ампира» здания:- По архитектурным меркам - это неоклассицизм. После Второй мировой войны он олицетворял мощь и нерушимость советского государства. Слева и справа, как видите, две скульптуры летчиков. Это дважды Герои Советского Союза Григорий Речкалов и Михаил Одинцов. Один - из Свердловской области, другой - из Кировской. Таких у нас всего в стране 154 человека.
От «Каталины» до «Митчелла»
Внутри павильона – комфорт. Это и удобные обзорные площадки. И стеклянный лифт. Поднимаешься - все экспозиции как на ладони. Здесь более 50 экспонатов. Из них 40 - небесные машины. Каждая, по словам Григория, символичное крыло Победы:- Это самолеты победы. На одном из американских «Дугласов» Сталина везли в Тегеран-43. Бомбардировщики «Митчелл» использовались при штурме Зееловских высот. А подобный гидросамолет «Каталина» доставил генерала Деревянко на линкор «Миссури», где подписывался документ о капитуляции Японии.
Американский бомбардировщик «Митчелл». | Самолет, на котором летал летчик А. К. Серов. | Самолет, на котором летал летчик А. И. Покрышкин. |
От Серова до Коккинаки
Каждый посетитель «Крыльев Победы» словно открывает близкую для себя «страничку». Поднимаясь на верхний уровень новенького с иголочки павильона, сквозь прозрачное стекло лифта мы мгновенно, с помощью экскурсовода, попадаем в 30-е годы прошлого века. Гражданская война на Пиренейском полуострове. Биплан И-15:- На таком же летчик Анатолий Серов воевал в Испании. Эти небольшие бипланчики настолько юркие и маневренные, что в 1935 году на нем летчик Владимир Коккинаки взял рекорд высоты – 14,5 км. Испанцы называли их «курносыми». Эти деревянные самолеты с тканевой обшивкой достойно выдержали и самый тяжелый период начала Великой Отечественной войны.
От ужаса до любви
Раскрывая новые и новые фронтовые тайны, Григорий Павлюков фактически открывает для нас небо. И в нем к звукам пикирующих к земле бомбардировщиков примешивалось чувство ужаса:- Это Ил-2. Самый массовый боевой самолет в мировой истории. Всего их выпустили 36 тысяч. Немцы называли его «Черная смерть». Он уничтожал технику, вел по пехоте огонь, был символом ужаса для Германии.
Ил-2, к слову, это «летающий танк» Великой Отечественной. Вес - 6 тонн, из которых одна – это броневые капсулы. Стоящий тут же недалеко другой самолет – американская «Кобра» - полегче. Но, как говорит экскурсовод, это была самая любимая воздушная машина самых известных пилотов Советского Союза.
От Кавказа до Дубая
Уже заканчивая экскурсию, Григорий подводит нас к авиасимулятору. Наверное, для каждого экскурсанта – это что вишенка на торте. Прикоснуться к железным крыльям Победы, а потом «взмыть» на них под небеса, что может быть лучше?!- А здесь под руководством опытного летчика на симуляторе вы можете пролететь над Персидским заливом, над Кавказом. Просто надеваются очки. И куда вы не повернете, сидя в кресле самолета или вертолета, все увидите.
Вот и мы, взмыв в небеса, заглянули в доселе неведомые нам высоты познания военной техники. Правда, управившись с экспозицией за час, мы все-таки отправились делиться впечатлениями домой, в Серов. А вот Григория Павлюкова, начальника экскурсионного отдела, ждала очередная экскурсия в павильон «Крылья Победы». Очередная попытка открыть небо для всех, кто очень хочет туда «взлететь»...
Сергей Механошин
Комментариев 0